«Белый стадион», 1928 год
Режиссёры: Арнольд Фанк, Отмар Гуртнер
Кадр из фильма «Белый стадион»
Олимпийские игры всегда обзаводились огромным количеством кинохроники, которая потом шла во всём мире. Но первый полноценный полнометражный олимпийский фильм был снят в 1928 году на зимних играх в Санкт-Морице (Швейцария). И снял его очень известный на тот момент (а впоследствии признанный классиком) Арнольд Фанк. Большинство людей знают Фанка как автора ряда крупнейших кинохитов 20-х годов – «горных фильмов» с молодой Лени Рифеншталь в главной роли. Но задолго до своих игровых картин Фанк снял целый ряд документальных, главным образом о том, как много интересного можно найти, если бродить с камерой в Альпах. Он был подлинным певцом заснеженных гор, и не было никого, кто лучше него смог бы снять зимнюю Олимпиаду – даже имея в распоряжении всего две камеры. «Белый стадион» долгое время считался утерянным фильмом, но не так давно был найден, отреставрирован и выпущен на дисках. Можно посмотреть и оценить поэтику этого снежного шедевра.
«Олимпия», 1938 год
Режиссёр: Лени Рифеншталь
Кадр из фильма «Олимпия»
Самый известный олимпиский фильм от самой известной женщины-режиссёра в истории. Как известно, Лени Рифеншталь никогда не собиралась снимать документальное кино. Но после выхода её великолепного «Триумфа воли» стало понятно, что Рифеншталь способна создавать подлинные документальные блокбастеры, поэтому Международный Олимпийский комитет напрямую обратился к ней, чтобы она сняла для истории Олимпийские игры в Берлине 1936 года. Тем более, что сама Рифеншталь когда-то была профессиональной спортсменкой. Рифеншталь удалось добиться для себя беспрецедентных условий. Её операторы использовали подводные камеры, дирижабли, воздушные шары. Вырывали для себя ямы прямо на стадионе, чтобы снимать спортсменов снизу. Полтора года монтажа – и почти четырёхчасовой фильм получил главный приз в Венеции, золотую медаль МОК и множество других наград. Это гимн совершенству человека, который снова и снова расширяет свои физические пределы. Фильм до сих пор с удовольствием смотрят даже те, кому вообще не интересен спорт.
«Олимпиада в Токио», 1965 год
Режиссёр: Кон Итикава
Кадр из фильма «Олимпиада в Токио»
XVIII Летние Олимпийские игры проводились в Токио в 1964 году, и это были первые Олимпийские игры в Азии. Правда, они должны были состояться в Токио ещё в 1940, но помешала война. Официальный фильм об играх должен был показать всему миру, что Япония больше не агрессор, а активно развивающаяся страна, поддерживающая и западные ценности. Именно поэтому снимать картину было поручено живому классику, лауреату Канн и Венеции, номинанту на «Оскар», автору более чем десятка фильмов, которым был на тот момент Кон Итикава. Фильм был очень тепло принят во всём мире и даже получил премию ООН.
«13 дней во Франции», 1968 год
Режиссёры: Клод Лелуш, Франсуа Рейшенбах
Кадр из фильма «13 дней во Франции»
Зимние Олимпийские игры 1968 года в Гренобле нужно было снять ярко и красиво, но во Франции того времени было неспокойно. Страну сотрясали студенческие волнения, творческая интеллигенция была сильно политизирована, а надо было показать всему миру, что во Франции всё в порядке и что французская молодёжь думает, в основном, о спорте, любви, счастье и т.п. Поэтому для работы над фильмом был привлечён молодой режиссёр Клод Лелуш, который только что получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Мужчину и женщину». Лелуш – аполитичный конформист, которого журнал «Кайе дю синема» назвал позором французского кино. Но он талантливый режиссёр, умеющий снимать зрительское умное кино и владеющий навыками документалиста. Поэтому и все карты – ему в руки.
«Глазами восьми», 1973
Режиссёры: Милош Форман, Клод Лелуш, Юрий Озеров, Кон Итикава, Артур Пенн, Джон Шлезингер, Мэй Зеттерлинг, Михаэль Пфлегар
Кадр из фильма «Глазами восьми»
Уникальная картина о Мюнхенских Олимпийских играх 1972 года, которую сняли сразу восемь режиссёров с мировой известностью. Среди них есть те, о которых мы уже говорили, но появились и «новички», хотя называть их так можно только в кавычках, учитывая уровень этих режиссёров. Например, великий чешский режиссёр Милош Форман, который, уже будучи известным, эмигрировал в США и ждал возможность снять фильм, который по-настоящему потрясёт мир. Вскоре после фильма об Олимпиаде он создал такой фильм. У нас он известен как «Пролетая над гнездом кукушки». В этой же команде был Артур Пенн, который в тот момент находился в зените своей популярности: «Бонни и Клайд» смотрели все, кто вообще смотрел кино в то время. Режиссёр «Полуночного ковбоя» Шлезингер, единственная среди «восьми» женщина Мэй Зеттерлинг, один из авторов «Древнейшей профессии в мире» Пфлегар – и советский режиссёр Юрий Озеров, который только что закончил работу над монументальным проектом «Освобождение». Каждый из них снял «свою» Олимпиаду, максимально дистанцируясь, впрочем, от политики, что было особенно трудно в тот момент. Ради сохранения жизнеутверждающего духа фильма, режиссёры не стали сильно сосредотачиваться на гибели израильских атлетов, хотя и не утаили её от зрителя.
«О спорт, ты мир!», 1980
Режиссёры: Юрий Озеров, Фёдор Хитрук, Борис Рычков
Кадр из фильма «О спорт, ты мир!»
Советский фильм об Олимпиаде должен был быть не менее впечатляющим, чем сама Олимпиада. Поэтому съёмки фильма были доверены уже получившему подобный опыт Юрию Озерову. Но над фильмом также работал аниматор Фёдор Хитрук, наиболее известный по мультикам о Винни Пухе, - он отвечал за мультипликационные вставки в картине. Музыку к фильму написала Александра Пахмутова (она же – автор знаменитой песни про Мишку, символ Олимпиады). Озеров получил за эту картину Государственную премию СССР.
«Марафон», 1992
Режиссёр: Карлос Саура
Карлос Саура (Photo by Ricardo Ceppi/Cover/Getty Images)
Официальный фильм об Олимпийских играх в Барселоне снимал один крупнейших испанских режиссёров в истории Карлос Саура. Он к этому моменту был состоявшимся классиком, который уже создал свои главные картины: «Выкорми ворона», «Сад наслаждений», «Кармен» и др. Обычно фильмы об Олимпиаде длятся не менее двух часов, а чаще – около трёх. А этот получился довольно короткий, всего час сорок. Саура не стал пытаться объять необъятное, а сосредоточился на самом длинном забеге, который для него является стержнем Олимпиады. Все остальные события происходят как бы вокруг марафона, символа выносливости, воли, дисциплины и других важнейших для атлета качеств.
«Кольца мира», 2015
Режиссёр: Сергей Мирошниченко
«Парадокс» о съёмках фильма «Кольца мира»
Этот фильм, посвящённый Олимпийским играм в Сочи 2014 года, нам ещё предстоит увидеть в ближайшее время. Правда, телевидение уже показало ТВ-версию фильма, но полный трёхчасовой вариант будет представлен публике в мае-июне 2015 года. Сергей Мирошниченко уже много лет входит в десятку главных российских документалистов, его фильмы о Жжёнове и Солженицыне стали телехитами, но, возможно, самой большой его работой является участие в российской версии Up Series «Рождённые в СССР». При этом российская версия, пожалуй, не уступает британской не только по исполнению, но и по зрительской любви. Мирошниченко чувствует своих героев так, что каждый из них на наших глазах превращается не только в персонажа фильма, но и в участника больших исторических событий, даже если он сам себе не отдаёт в этом отчёта. По всей вероятности, то же мы увидим и в новом «олимпийском» фильме.
«Дух в движении», 2015
Режиссёры: София Гевейлер, Юлия Бывшева, София Кучер
Репортаж программы «Вести» о премьере фильма «Дух в движении»
Фильм об XI Зимних Паралимпийских играх в Сочи в 2014 году стал первой картиной, которая получила статус официального фильма Паралимпиады, хотя сами игры проводятся более полувека и фильмов о них было снято немало. Это признание тем более важно, что работали над фильмом не кинематографисты с мировыми именами, а совсем молодые режиссёры, ученики Сергея Мирошниченко, недавно выпустившиеся из его мастерской во ВГИКе. Фильм состоит из историй нескольких спортсменов, у каждого из которых своя трагедия, связанная с инвалидностью. Но это и истории преодоления себя и обстоятельств, схватка с невозможным, вызов всем и вся. Фильм о страшных увечьях – и великой радости жизни, которая передаётся всем без исключения зрителям этой картины.