Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Индустрия кино» побывала на фестивале режиссёра Эмира Кустурицы

Подробнее – в репортаже Ивана Кудрявцева

В сербском Златиборе, высоко в горах Эмир Кустурица провёл на прошлой неделе самый неординарный - из тех, что заслуживают внимания - кинофестиваль. «Кустендорф» - это название можно перевести как «деревня Кустурицы» и он действительно прошёл в имении знаменитого режиссёра, куда он пригласил кинематографистов. Из этнопоселка Дрвенград - репортаж «Индустрии Кино».

«Индустрия кино» побывала на фестивале режиссёра Эмира Кустурицы

«Индустрия кино» побывала на фестивале режиссёра Эмира Кустурицы

Этно-деревня Дрвенград стоит на вершине Мокрой Горы, на склонах живописного массива Златибор на западе Сербии, у самой границы с Боснией. Улицы и площади нарекли в честь мастеров мирового кино, на стене библиотеки портрет Достоевского, погреб кухни постановили считать тюрьмой: под лозунгом «За гуманизм и ренессанс» за решёткой томятся бывший генсек НАТО Солана, который бомбил Югославию, и Буш-младший, который на исходе своего президентского срока поспешно признал захваченный албанцами сербский край Косово «независимым государством».

Дрвенград построили в середине прошлого десятилетия. Изначально это декорация для фильма «Жизнь как чудо» — трагикомедии, центральный герой которой сопротивляется злу войны, вторгающемуся в его мир, — единственным оружием, которое у него есть — добрым и любящим сердцем. И Дрвенград больше всего — это именно убежище.

Режиссёр Эмир Кустурица рассказал нам о своём фестивале:
Вот вы видите этот город, который мы построили — Дрвенград, — и вы видите Андричград (Культурно-образовательный центр Эмира Кустурицы в г. Вишеграде — Ред.), который мы возвели тут же неподалёку на реке Дрине, в Республике Сербской, в Боснии, — так вот: всё это мы создали благодаря моей тридцатилетней работе в кинематографии. И таким образом достигается гармония между работой и тем, что она даёт человеку в жизни. Вернуть деньги, что я заработал, — это правильно. Потому что жизнь и так коротка, и копить деньги бессмысленно: деньги только ускоряют жизнь, разгоняют ритм, и обычно это плохо заканчивается. А мы создали фестиваль, о котором мы мечтали, который мы любим».

Репортаж программы «Индустрия кино» из Дрвенграда

Рождённый в Сараево, получивший в 26 лет «Серебряного льва» роскошной Венеции, а в 30 — «Золотую пальмовую ветвь» гламурных Канн, — в эти глухие места Кустурица влюбился настолько, что теперь это — и есть его дом. Это его имение, а уж затем арт- и бизнес-проект. Он здесь хозяин. Отборщик фестиваля - его дочь Дуня, исполнительный директор - жена Майя. В деревне — своя пекарня, ракия — тоже домашняя. Так он и встречает гостей. Вот — обладатель «Оскара» Никта Михалков, а вот — дважды оскаровский лауреат Альфонсо Куарон.

Его «Дитя человеческое», с которым он приехал сюда давать мастер-класс, да и супер-хит «Гравитация» — это тот самый свежий ветер, та самая свежая кровь, без которой мировая кинематография давно бы задохнулась под гнётом Голливудского масс-продукта. Братство мастеров Дрвенграда, друзья Кустурицы — это тот тип творцов, которые тому же Голливуду нужнее, чем он им, уникальные умы, что прокладывают свой путь, не идут по рельсам.

Отрывок из фильма «Гравитация»

Режиссёр Альфонсо Куарон считает, что независимое кино должно быть, прежде всего, свободно в духовном плане:
Независимое кино — это кино с независимым духом. И это не имеет ничего общего с бюджетом. Существует целый ряд фильмов с небольшим бюджетом, которые в итоге оказались гораздо более зависимыми от индустрии, чем картины с более солидным финансированием. Возьмём, например, Коэнов или Эмира с его эпическими лентами. В каждом из этих случаев, были важны не деньги, а внутренняя свобода».

Волк на пути у паровоза и цитата из Боба Марли: «Останови поезд!» — символ фестиваля в этом году.


Символ фестиваля года был придуман семьёй Кустурицы:
Волки — это мы. Мы охранители. А поезд… Вы знаете, это совсем не тот поезд, который напугал людей сто с лишним лет назад в зале у братьев Люмьер, который в самом первом на свете фильме прибывал на вокзал «Ла-Сьота», и люди пугались, просто потому что не понимали, как это он так вот — движется на них... Это иной поезд. Который уничтожает всё, что является культурой, всё, что оригинально. И это моя идея: нам нужно сражаться за «волка» нашей культуры. Волка отличает то, что он не хочет быть собакой. Он не хочет делать то, что диктует ему Америка. Волк не готов быть собакой. Волк должен быть волком».

Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Волка приводит в движение голод. Это он обостряет чутьё и зрение. Последнее, о чём заговорят в Дрвенграде — большие деньги. Здесь понимаешь — насколько это не главное.

Андрей Кончаловский о свободе сегодня:
Если мы хотим сегодня быть свободными, мы не должны тратить много денег на кино, мы должны делать кино как можно дешевле. Меньше денег – больше свободы».

Кончаловский даёт в Дрвенграде мастер-класс по «Белым ночам почтальона Алексея Тряпицына», фильм о настоящем волшебстве привязанности к родным местам, который только что принёс ему «льва» за лучшую режиссуру в Венеции.

Трейлер фильма «Солнечный удар»

Младший брат режиссёра Никита Михалков — показывает аудитории свой «Солнечный удар», с которым только что завоевал «Золотого орла» в пяти номинациях, включая «лучший фильм года». Драма об истинных истоках братоубийственных войн, которыми истерзана и Югославская земля тоже, войн, в которые славянские народы вновь втягиваются на рубеже столетий подталкивает нас к разговору об опасностях, которые всегда улавливает своим чутьём и инстинктивно интерпретирует в творчестве каждый художник.

Михалков считает, что в основе победы всегда лежит духовное ощущение своей правоты:
Мы имеем Соединенные Штаты Америки целиком, в которых нет генетического народного страха войны. На своей территории воюет всё, Ваня, солдат, ребенок, женщина, губная помада, стакан, пепельница, ручка, кольцо, всё воюет, скамейка, лес и поле. Никогда этого не поймут люди, которые генетически не знают что такое война с иноземным завоевателем на своей территории. И это самое страшное. Эти мысли не надо гнать, потому что в этом случае твоя незащищенность и обнаженность перед случившемся, она будет еще более страшной. В конце концов, ты должен понимать вот наш есть рубеж последний, дальше некуда. Основа любой победы – это духовное ощущение своей правоты».

Эмир Кустурица боится войны:
Я боюсь войны. И они всегда что-то такое сделают, чтобы затащить вас в войну. Я не военный стратег, но я думаю, что у России хватит сил защититься. И сейчас крепнет объективный страх — от того, что мы готовы страдать и готовы бороться против нацизма. И они этого боятся. Но они опасны. Они опасны оттого, что у них есть малые народы, которыми можно в этой ситуации воспользоваться. И в этом безумство и безголовость Америки, которая не видит в современном мире иного пути для себя, кроме как захватить Сибирь».
Солнечный удар, Гравитация, Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
Альфонсо Куарон, Никита Михалков, Эмир Кустурица, Андрей Кончаловский

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100