Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Российский кинопрокат 2014 года: предварительные итоги и перспективы

Текущие результаты, планы дистрибьюторов, а также ключевые фильмы 2014 года

Через пару недель заканчивается 2014 год: в этом материале мы постарались оценить его перспективы (в сравнении с годом 2013) с точки зрения основных кинопрокатных показателей: сборы, зрители, доля отечественного продукта, а также кассовое состязание основных дистрибьюторов.

Российский кинопрокат 2014 года: предварительные итоги и перспективы

Российский кинопрокат 2014 года: предварительные итоги и перспективы

На данный момент у нас есть фактические данные по результатам 11 полных месяцев российского проката 2014 года: общие сборы всех картин уже превышают 42 млрд. руб. (а с учётом двух полных недель декабря уже и 44 млрд.), а в количество зрителей уже составляет 177 млн. человек. Если сравнивать с аналогичным периодом 2013 года, то кинопрокатная индустрия показывает рост около 6% в валовом выражении и менее 2% в зрителях. Учитывая потенциал «Хоббита: битвы пяти воинств», а также отечественных картин декабря («Ёлки 1914», «Мамы 3», «Любит - не любит», «Вычислитель» и др.), можно утверждать, что небольшой рост рынка по основным показателям мы всё-таки увидим.

Трейлер фильма «Хоббит: битва пяти воинств»

Алексей Рязанцев (генеральный директор компании «Каро Премьер») положительно оценил результаты компании в 2014 году и отметил, что хорошая касса «Хоббита» (а также феноменальный результат картины «Интерстеллар» - более 1 млрд. 150 млн. руб.) может помочь «Каро Премьер» и студии Warner Bros. также показать небольшой рост к прошлому году:

2014 год для студии Warner Bros. и компании «Каро Премьер» находится примерно на том же уровне, что и год 2013. Просто этого результата пришлось добиваться чуть большим количеством релизов, может быть не таким ровным (с точки зрения их результатов) как в прошлом году. Кстати, если всё пойдёт хорошо, то у нас есть шанс даже прибавить по сравнию с прошлогодними великолепными результатами студии.»

В «топ-10» 2014 года, пока, всего один российский релиз, однако доля рынка - сопоставима с результатом 2013 года.


ФильмДистрибьюторЗрителиСборы
Трансформеры: эпоха истребленияЦентрал Партнершип (Paramount)5 642 6901 538 779 004
Стражи галактикиWDSSPR (Disney)5 307 5571 356 891 429
МалефисентаWDSSPR (Disney)5 313 5601 306 022 848
НойЦентрал Партнершип (Paramount)4 347 2371 207 737 263
ВИЙUniversal Pictures4 444 6161 200 244 092
ИнтерстелларКаро Премьер (Warner Bros.)4 353 6871 142 097 588
Черепашки-ниндзяЦентрал Партнершип (Paramount)4 579 7151 051 034 246
Как приручить дракона 220th Century Fox4 799 6471 030 141 335
Рио 220th Century Fox4 458 045966 318 642
Город героевWDSSPR (Disney)3 995 482888 353 701


В 2013 году ставка Фонда Кино (в поддержке российских фильмов) была сделана на «фильмы-события»: и результат был виден невооружённым глазом: весной «выстрелила» «Легенда №17», а осенью «Сталинград» и вовсе показал самые большие сборы для российского фильма за всю историю современного отечественного кинопроката (не забываем про успехи «Горько!» и «Метро»). После таких результатов коррекция в четырнадцатом году была неизбежна, но даже на их фоне он держится неплохо. Благодаря миллиардным успехам «Вия», а также полумиллиардым сборам комедий «Кухня в Париже», «Любовь в большом городе 3» и «Горько! 2», доле российского кино пока удаётся держаться на уровне тринадцатого года - около 18% (в количестве зрителей). А если говорить про общие результаты, то рост российского сегмента пока превышает общие показатели по зрителям - более 2%, но отстаёт по валу - около 3% (что вполне логично - средняя цена на билет у российского фильма ниже, чем у голливудского: по рассматриваемому периоду - 231 руб. против 241 руб.). Есть шанс, что в итоговый рейтинг 2014 года попадут ещё и «Ёлки 1914».

Трейлер фильма «Ёлки 1914»

При общем росте интереса Голливуда и независимых дистрибьюторов к российским проектам (не в последнюю очередь обусловленным изменениями в экономической ситуации), выходить на российский рынок и снимать фильмы тут западные компании не спешат: по словам Вадима Смирнова (генеральный директор российского представительства 20th Century Fox) дело тут, в первую очередь, в качестве предоставляемых услуг (полная версия интервью):

Безусловно, у студии всегда есть такая мысль, и студия очень скучает и переживает по отсутствующей пока возможности начать продакшн здесь. Это интересно, это специфический продукт для локального рынка, а качественно сделанный местный продукт будет здесь пользоваться популярностью и приносить хорошие кассовые результаты. К сожалению, пока студия выжидает, потому что есть определённые диссонансные моменты у нас на рынке. В первую очередь - это недостаточно высокий профессионализм местных партнёров, которые должны обеспечивать съёмочный период. Я по пальцам могу перечесть продакшн-студии, за которые не стыдно с точки зрения сотрудничества с голливудскими студиями. Вторая причина - дорогивзна. Почему Москва снимается в Будапеште? Потому что, собственно говоря, в Будапеште получается в несколько раз дешевле это сделать и дорисовать потом компьютером необходимые ландшафты.»


Съёмки «Крепкого орешка 5» в Венгрии

Поэтому пока, Голливуд сосредоточен на выборе перспективных локальных проектов для (в том числе) международной дистрибуции (у Fox в 2015 году планируется два таких проекта - «Неуловимые» и «Битва за Севастополь»). Но в целом, мейджорам изменения в курсе доллара могут принести и дополнительную пользу: ослабление конкуренции со стороны независимых прокатчиков, поэтому Антон Сиренко (генеральный директор компании WDSSPR) отмечает, что не ожидает каких-то глобальных изменений в стратегии развития компании на рынке:

Не могу сказать, что изменение курса доллара вносит в нашу работу какие-то изменения, так как приоритетом компании всегда было привлечение качественных и резонансных проектов отечественного производства и изменение курса никак не вляет на эту стратегию. С голливудскими проектами ещё проще - они приходят к нам от материнских компаний. Что касается инвестирования в рекламные кампании фильмов - мы всегда ставили во главу угла их масштабность и эффективность, и это приносило отличный результат, поэтому мы собираемся продолжить развиваться в том же стиле, с которым нас уже давно ассоциируют наши партнёры, таким образом, в том числе, оправдывая ожидания рынка.»


Битва за звание «прокатчика номер 1» в 2014 году очень жаркая.


ДистрибьюторЗрителиСборы
WDSSPR34 349 8868 240 991 210
20th Century Fox34 790 7418 172 636 614
Централ Партнершип32 814 4048 047 370 189
Каро Премьер + Каропрокат28 199 4847 145 799 438
Universal Pictures19 328 2544 805 156 033
Базелевс6 480 0711 506 487 435
Парадиз5 078 6661 312 324 661
Вольга5 477 6561 253 012 007
Наше кино5 275 0811 202 625 609
Вест4 525 9281 091 743 185


Судя по результатам последних недель, всё станет ясно в последние дни уходящего года, причём реальные шансы на победу есть у WDSSPR и «ЦПШ» (по 3 фильма в текущем «топ-10» 2014 года) : то насколько сильна будет разница в сборах у комедии «Мамы 3» и сказки «Чем дальше в лес...» и решит исход битвы. Fox, похоже, из-за того, что «Пингвины Мадагаскара» до миллиарда могут не дотянуть, выбывает из гонки, а «Каро» даже супер-успешный старт «Хоббита» и блестящие результаты «Интерстеллара» уже не помогут догнать основную группу. Однако, если считать голливудские студии отдельно друг от друга и сравнивать между собой, похоже, что у Warner Bros. конкурентов не будет.

Трейлер мультфильма «Пингвины Мадагаскара»

В 2015 году нас ждёт большое количество сиквелов больших, кассовых киносерий («Форсаж», «Мир Юрского периода», «Мстители», «Безумный Макс», «Звёздные войны» и др.), поэтому ожидается, что несмотря на общие экономические сложности - для голливудского кино год станет весьма удачным. Российские картины тоже могут собрать большую кассу: «Ёлки 1914», «Три богатыря: ход конём», «8 новых свиданий», «ДухLess 2», «Битва за Севастополь» и другие проекты. И, конечно, следующий российский проект IMAX-формата - «Экипаж».
Малефисента, Интерстеллар, Ной, Город героев, Ёлки 1914, Вий 3D, Легенда №17, Метро, Черепашки-ниндзя, Горько!, Чем дальше в лес..., Рио 2, ДухLess 2, Как приручить дракона 2, Хоббит: Битва пяти воинств, Трансформеры: Эпоха истребления, Стражи галактики, Любовь в большом городе 3, Кухня в Париже, Горько! 2, Экипаж, Мамы 3

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100