Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Что смотреть на «Артдокфесте» - 2014

Краткий путеводитель для непосвящённых и посвящённых

Не так давно были опубликованы данные одного общественного опроса. Там говорилось, что 85% респондентов в принципе готовы смотреть документальное кино, если оно интересное. Вероятно, все эти 85% как раз и есть аудитория «Артдокфеста», и осталось только помочь им найти те самые фильмы, которые заинтересуют именно их. Попробуем помочь.

Что смотреть на «Артдокфесте» - 2014

Что смотреть на «Артдокфесте» - 2014

На «Артдокфесте» с 9 по 17 декабря будет проведено более 200 сеансов. В некоторых, очевидно, будет по несколько фильмов, раз средняя продолжительность сеанса – порядка двух часов. Так на что идти?

Лицом любого серьёзного фестиваля принято считать основной конкурс. Он у «Артдокфеста» своеобразный. Во-первых, туда могут попасть только фильмы на русском языке, но сняты они могут быть где угодно и кем угодно. Поэтому российские картины составляют от силы половину среди 21 конкурсных работ. Остальные созданы в Европе и США. Во-вторых, обязательное условие организаторов фестиваля – премьерность: фильм не должен публично показываться в России до «Артдокфеста». Ясно, что решение провокационное, ни один фестиваль документального кино в России такого себе не позволяет. Решение это добавляет внимания к конкурсу «Артдокфеста», но ведёт к определённом крену: зарубежные картины могли уже давно показываться в Европе и всё равно попасть в конкурс, то есть можно отобрать лучшие из имеющихся, а вот российские авторы могли не дождаться «Артдокфеста» и показать свои работы где-то ещё. Поэтому за каждый наш фильм приходится сражаться. Как бы то ни было, конкурс у «Артдокфеста» интересный, потому что в нём есть концептуальность.

Условно можно поделить весь конкурс на несколько категорий фильмов. Фильмы о «деревне»: «Звизжи», «Гости», «На краю», «Невидимый город». Российская глубинка очень живописна в самых разных своих проявлениях, поэтому неизменно появляются фильмы о ней, снятые русскими и иностранцами. Для московской публики это, разумеется, экзотика, и часто не меньшая, чем для иностранцев. Это качественные работы, смотреть можно любую, но «Невидимый город» о жителях Чернобыльской зоны, может быть, выделяется своей красотой и выбором места.

Трейлер фильма «Невидимый город»

Дальше идут фильмы о людях со сложной судьбой, часто наполненные воспоминаниями, фотографиями, старой хроникой. «Олег Климов. Письма себе», «Моя мама, война и я», «Мужской выбор». Это тоже любопытно, тем более что тоже хорошо сделано.

Трейлер фильма «Мужской выбор»

Но, пожалуй, самый интересный блок для московских зрителей – это фильмы о представителях молодого поколения, которых долгое время практически не было в нашем документальном кино и которых практически нет и в игровом. Это могут быть более или менее типичные представители поколения, но все они узнаваемы, понятны и даже иногда известны. Это может быть активистка из фильма «Я – ФЕМЕН», которая считает свою грудь оружием для политических акций. Или блогерша из «Сладкой жизни», которая учит в своих видеороликах, как надо соблазнять богатых мужчин, соблазнительно одеваться и продавать своё общество как можно дороже. В замечательной картине «Киев-Москва» показывается работа и досуг российских и украинских молодых людей. Официант, аниматор, работник скорой помощи, актёры – представители этой профессии есть в обеих столицах, и всё это – индивидуальности, которых обычно никто не замечает, а они есть, у них масса проблем, но есть и свои радости. Про этот фильм стоит также сказать, что его создатели собираются перемонтировать его, и единственная возможность посмотреть фильм как он есть – пойти на «Артдокфест». Девушки из фильм «Олина любовь» гуляют по Москве, а парни из фильма «Длинное. Чёрное. Облако опускается» устали от сидения в столице и отправились на машине в Сочи, останавливаясь у тех, с кем смогли познакомиться через компьютерный чат. Герои фильма «Свадебное па-де-де» просто женятся. Всё это безумно интересно, потому что позволяет воспринимать документальное кино не только как окно в неведомый мир, но и как зеркало, по меткому выражению одного документалиста.

Трейлер фильма «Сладкая жизнь»

Программа «Ящик» собрала в себе лучшие телефильмы года – хотя некоторые из них телевизионными можно называть лишь с определённой долей условности. В любом случае, следует обязательно воспользоваться возможностью и посмотреть на большом экране «Цвет нации» Леонида Парфёнова, потому что, с формальной точки зрения, это выдающийся фильм, перемещающий зрителя во времени и пространстве с огромной интенсивностью. Можно тут выделить фильм «Ещё», потому что звук группы «Аукцыон», которой он посвящён, лучше слушать в кинозале.

Рубрика «Парадокс» в программе «Индустрия кино» о фильме «Ещё»

Программа «От А до А» - это лауреаты главных премий и фестивалей прошедшего года. Здесь обязательны к просмотру те хиты, которые уже были на киноэкранах, но которые вы могли пропустить. Конгениальный «Кровь» и сложнейший «Труба» - это картины, очень важные для понимания современной культуры и современного российского документального кино, да и просто фильмы высочайшего уровня.

Трейлер фильма «Кровь»

Напоследок отметим программу «Среда», где можно встретить новые даже для профессионалов имена и названия, поэтому сюда пойдут те, кто не боится рисковать. Хотя тут можно увидеть новые картины известных авторов – Ирины Васильевой, Павла Фаттахутдинова, Юлии Киселёвой, а также попавший в конкурс «Кинотавра» дебют Тамары Дондурей «21 день». Но всё же лучше идти на что-то совсем неизвестное – вдруг удастся открыть для себя кого-то нового, но «своего».

Напоследок – реплика президента Виталия Манского о фильме «Человек живёт для лучшего». Манский старается лишний раз не высказываться о конкурсантах, чтобы не давить на жюри, но тут он сделал исключение.

Труба, Кровь, 21 День, Цвет нации, На пороге страха, Я - фемен, Мужской выбор, Звизжи, Длинное. Чёрное. Облако опускается, На краю
Ирина Васильева, Виталий Манский, Павел Фаттахутдинов, Леонид Парфенов, Тамара Дондурей

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100