Шамсутдинов Кирилл
Почему вы решили перезапустить фильм в прокате?
Баста
Во-первых, мы сделали работу над ошибками: поправили звук, подтянули монтаж немного. Во-вторых, очень много людей писало и пишет нам «Где можно посмотреть?» или «Мы хотели бы посмотреть». Как «Утренняя почта». Мы решили сделать второй прокат, к тому же этого никто не делал. Это кому-то покажется идеей идиотской, кому-то — смелой. Но сделать что-то в первый раз — это для нас. Тем более фильм не ушел в Сеть, а это вообще прецедент. Нет ни одной пиратской копии нашего фильма, мы очень серьезно обезопасили картину. По повторному прокату: кто-то называет это желанием наживы, кто-то сумасшествием... ну да, нам хочется немного подзаработать, мы очень большие деньги в фильм вложили. Хочется и людям показать. Хочется совместить одно с другим.
Шамсутдинов Кирилл
Много ли изменений в новой версии фильма?
Баста
Да, достаточно. Фильм доделывался впопыхах, к тому же, по причине того, что мы сами всё делали — озвучку, монтаж и так далее, мы сильно выбивались из сроков, много было ошибок, очевидных тогда и ставших очевидными после, над многим пришлось поработать. Если не трогать тему финансов, самое сложное было иметь дело с киноиндустрией нашей страны, попытаться донести до людей, что наша идея — именно вот такая. Попытаться сделать как-то по-своему. Потому что многие мне говорили «Это белиберда». Я их даже сам прекрасно понимаю. Но зрители разделились на тех, для кого это белиберда и адский бред — и на тех, для кого-то это что-то интересное и новое. Одним долго, скучно и ни о чём, другим это кино кажется самобытным и имеющим право на существование.
Другая сложность — постпродакшн, особенности озвучки, покраски и так далее. Обычная история — отсутствие рынка услуг. У нас был один человек, за которым мы ездили, умоляли делать нам постпродакшн, вместо того, чтобы заниматься другими вопросами.
С озвучкой — та же беда. То, что нам сделали на «Мосфильме» было настолько неинтересно и не атмосферное, что мы решили всю озвучку делать на нашем студийном компьютере. Пусть будет наш звук, какой получится, но мы будем нести за него ответственность и иметь понимание.
Другая сложность — постпродакшн, особенности озвучки, покраски и так далее. Обычная история — отсутствие рынка услуг. У нас был один человек, за которым мы ездили, умоляли делать нам постпродакшн, вместо того, чтобы заниматься другими вопросами.
С озвучкой — та же беда. То, что нам сделали на «Мосфильме» было настолько неинтересно и не атмосферное, что мы решили всю озвучку делать на нашем студийном компьютере. Пусть будет наш звук, какой получится, но мы будем нести за него ответственность и иметь понимание.
Шамсутдинов Кирилл
Когда вы начинали, у вас было представление о том, что вам предстоит?
Баста
Естественно, нет, не представляли, во что ввязываемся и что будет на следующем этапе. Хотелось сделать что-то интересное — мы просто начали и пошли дальше. Мы даже бюджет не представляли. По-настоящему независимые кинематографисты.
Мало того, что мы до конца не понимали всей технологии кино, всё время вылезали и вылезают новые обстоятельства. Например, «Газгольдер» у нас с матом, весной, когда мы выходили в прокат, это ещё ни на что не влияло. В апреле мы получили прокатное удостоверение. На следующий день уже был подписан «закон о мате» — мы стали чуть ли не последними, кто получил удостоверение по старым нормам.
Мало того, что мы до конца не понимали всей технологии кино, всё время вылезали и вылезают новые обстоятельства. Например, «Газгольдер» у нас с матом, весной, когда мы выходили в прокат, это ещё ни на что не влияло. В апреле мы получили прокатное удостоверение. На следующий день уже был подписан «закон о мате» — мы стали чуть ли не последними, кто получил удостоверение по старым нормам.
Шамсутдинов Кирилл
Вам не пришлось новое удостоверение оформлять?
Баста
Нет, можно со старым удостоверением идти в прокат, достаточно вырезать все плохие слова. Где было возможно, мы их аккуратно замутировали.
Объём материала, созданный за 2,5 года в фильм влез процентов на 60. Многое не влезло, многое переделывалось по ходу, переснималось заново. Труда много ушло впустую, в шкаф. Зато я научился снимать, могу клипы делать. Знаю весь процесс изнутри, от работы дольщиков до монтажа. Такие курсы кинематографистов. Дорогие курсы, правда, получились.
Объём материала, созданный за 2,5 года в фильм влез процентов на 60. Многое не влезло, многое переделывалось по ходу, переснималось заново. Труда много ушло впустую, в шкаф. Зато я научился снимать, могу клипы делать. Знаю весь процесс изнутри, от работы дольщиков до монтажа. Такие курсы кинематографистов. Дорогие курсы, правда, получились.
Шамсутдинов Кирилл
Желание продолжать вам трудности не отбили?
Баста
Нет, наоборот, осознание ошибок, которых мы не могли не наделать, впервые этим занимаясь, нас очень греет. Теперь мы знаем, как делать не надо. Поэтому останавливаться не будем — у нас на очереди второй фильм.
Подробностей я вам пока не сообщу. Скажу так: это фильм о жизни, очень смешной, очень интересный, а главное — это фильм будет в стихах, либретто Олега Груза.
Подробностей я вам пока не сообщу. Скажу так: это фильм о жизни, очень смешной, очень интересный, а главное — это фильм будет в стихах, либретто Олега Груза.
Шамсутдинов Кирилл
А по деньгам? Первый фильм же не окупился совсем.
Баста
Ну какое там, смешно говорить. Нет, это тоже урок, мы столкнулись с нашей системой проката, в которой, сказать помягче, пробелов много, и к тому же с нечистоплотностью некоторых людей на местах — хозяев кинотеатров, и так далее. Нам, правда, помогали люди контроль наладить, даже зрителей в залах считали. Ну вот как-то так все, как обычно в нашей стране. Ты возьми что угодно, от выпуска дисков, до автомобилестроения и его вершины — машины «Лада». Вроде по всем чертам автомобиль: колеса, руль, ездить может. Но факту, заведёшь, и понимаешь — ни о чём.
Шамсутдинов Кирилл
Уже давно общим местом стало сравнение русского рэпа нулевых с русским роком 80-х — если говорить о функции голоса улицы, о массовости явления и популярности в народе, его разносторонности при этом — однородности сцены. У русского рока была «Асса». Я не сравниваю, конечно, Соловьёв был к этому фильму лауреат всех премий и всё, в общем, снял уже. Но Соловьёв был вне тусовки, вне музыки, просто его инстинкт на красоту его дёрнул: вот это надо снимать, это хорошо, а почему «хорошо», чем — он сам объяснить не мог. Просто рассказать об этом очень хотелось А вы снимали про себя. Вы ставили цель — рассказать о себе?
Баста
До выхода фильма вся страна давно знала о том, что мы есть. Даже те, кто нас не любит, знают, что мы есть, хотя бы слышали. Нет, фильм популярности не прибавит. Донести до зрителей новых нас, неожиданных и непривычных — вот это была цель, которую мы достигли. Не скажу, что всем понравилось. Но есть и те, кто пишет, что кино у нас лучше вышло, и надо им заниматься. Главное — равнодушных почти нет.
Шамсутдинов Кирилл
То есть, опытом вы все довольны, будете продолжать в том же духе?
Баста
Нет, только не в том же, не переживём. Это как с первым альбомом, я имею в виду «Первый» Ноггано. Всё делалось интуитивно, на настроении, на подаче, на энергии. А второй альбом — уже с учётом достижений и ошибок.
Шамсутдинов Кирилл
А что в первом фильме вы считаете ошибками?
Баста
Слишком много музыки, которая в фильме не везде идёт так, как нам хотелось, но столько треков у нас было из-за желания всех персонажей, всех ребят ввести без перекосов. Люди не обязаны нас всех знать, чтобы сразу понять характеры наших героев. Поэтому повествование немного провисает.
А удача главная — сцена со стихами, где Олег Груз читает. Была ещё одна, не вошла в фильм, хочется, чтоб в следующем было больше стихов. Их же играть можно! Главная удача в том, что нам удалось собрать довольно разрозненный набор номеров в единое произведение, процентов на 80 это получилось, я считаю, для первого раза отлично вышло.
А удача главная — сцена со стихами, где Олег Груз читает. Была ещё одна, не вошла в фильм, хочется, чтоб в следующем было больше стихов. Их же играть можно! Главная удача в том, что нам удалось собрать довольно разрозненный набор номеров в единое произведение, процентов на 80 это получилось, я считаю, для первого раза отлично вышло.
Шамсутдинов Кирилл
Есть будущее у такого независимого кино? Очень много барьеров ведь — есть ли путь у этой темы в ближайшие годы?
Баста
Сто процентов. Как с музыкой — мы сейчас идём тем же путем, что и в музыке. Мы сделали первую пластинку — все говорили: это провал, никому не нужно. Вторую выпустили: это провал, никому не нужно. Третья вышла — они сказали, а вот это круто, вот это нужно, но мы сами разобрались давно, нужно это стало уже давно и без тех, кто это всё говорил. Когда мы заняли нишу, на которой нас видно лучше всего и потребности слушателей формируются. С кино то же самое, только суммы большие требуются, и вообще всего больше. Но суть та же. Чтобы занести свой сложный продукт — нестандартный, непонятный, пусть корявый, но настоящий и самобытный — нужно время, через которое у тебя получится. Это работа на перспективу, чтобы в следующий раз вышло лучше.
Шамсутдинов Кирилл
А финансовая модель?
Баста
Ну, хотя фильм не отбился, если совсем уж говорить "за бабули", сборы наши удивляли всех. Никто не ожидал, что мы столько соберём — без радио, без телевизора, сами.
Шамсутдинов Кирилл
А как вам удалось заполучить в актёры Юрия Орлова (лидера группы культовой в 80-х ньювейв-группы «Николай Коперник») и Иосифа Кобзона (он в представлении не нуждается, но в фильме, в частности, спрашивает «Что такое гидропоник?»)?
Баста
С Юрой мы давно дружим, так что ничего удивительного нету в том, что он согласился у нас сыграть. Какая разница, какую музыку человек играет? Главное ведь, что за человек. Ну а Иосиф Давидович - наше всё, он к нам по-отечески отнёсся, и мы его очень уважаем. Он за молодых. И за творческий подход.