Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Эксперты сошлись во мнении, что настало время для действий

В рамках круглого стола «Образ Москвы в современном кино», организованного Союзом кинематографистов России, экспертно-исследовательской организацией «КиноЭкспертиза» и телеканалом «СТС», при информационной поддержке журнала Hollywood Reporter Russia, известные российские режиссёры, продюсеры и социологи обсудили процессы и условия формирования нового имиджа Москвы средствами кинематографа.

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Участники киноиндустрии обсудили перспективы создания лучших условий для съёмок фильмов в Москве

Тема круглого стола «Образ Москвы в современном кино», по мнению организаторов, в условиях стремительного развития города затрагивает интересы трёх сторон: зрителей, правительства Москвы и кинематографистов. Участники круглого стола высказали своё мнение о тех проблемах, которые сейчас существуют при создании современных фильмов, в которых задействованы виды города. Все спикеры сошлись в том, что на данный момент назрела необходимость оптимизировать процесс получения разрешения на съёмки, а также разработать схему взаимодействия между органами власти и киноиндустрией.

Спикеры круглого стола «Образ Москвы в современном кино». ЦВЗ «Манеж», 16 октября 2014 г.


Евгений Герасимов (актёр, режиссёр, депутат Мосгордумы) подчеркнул, что основной задачей власти является создание некой социокультурной атмосферы, приемлемой для жизни горожан:

Очень важно, чтобы одним из главных этапов в рассмотрении вопроса о проведении съёмок (как и любых других культурных мероприятий) был шаг одобрения Департамента культуры и виза этой инстанции: «Да, посмотрели, оценили, поддерживаем». А дальше всё должно идти практически автоматически».


Подобная практика поддержки Департамента Культуры должна относиться и к зарубежным фильмам, поскольку у иностранцев, которые приезжают в Москву, мало что получается в сфере согласований, а если и получается, то на это тратится очень много времени. Главной инициативой, по мнению как Герасимова, так и остальных участников круглого стола, которые поддержали его идею, должно стать создание специальной отдельной структуры внутри Департамента.

Члены киноиндустрии убеждены, что должна появиться структура, которая будет заниматься вопросами согласования съёмок в Москве, также в круг её задач будет входить и оценка сценарной и ценностно-культурной составляющей проектов, находящихся на утверждении.


Продюсер Игорь Толстунов (фильм «Метро») отметил, что Москва пока является одним из самых неприветливых городов не только в России, а возможно и мире, для проведения съёмок. По его словам, даже чисто формально, если вы хотите снять проезд по Кремлёвской набережной в игровом кино и хотите, чтобы всё было сделано в рамках установленных процедур, у вас это, скорее всего, не получится. Потому, что в Москве вы, скорее всего, не сможете, например, официально и централизовано получить ГИБДД для оцепления, пожарников или сотрудников других служб. Приходится изворачиваться, договариваться «на местах», а это чревато рисками, что съёмки могут сорваться:

Поэтому очень многие группы своё производство выносят в другие города. Не только по художественным и творческим соображениям, но и из-за проблем, связанным с организацией съёмок.

Трейлер фильма «Метро»

Большинство экспертов отметило, что для формирования образа Москвы в современном кино необходимо, чтобы город воспринимался как действующее лицо.


Для этого, по мнению Игоря Толстунова, нужны истории и человеческие отношения:

Вы знаете всё, наверное, о замечательных фильмах, которые делает уже много лет Вуди Аллен, фактически, по заказу таких городов как: Барселона, Париж, Рим или Лондон, помещая в эти города чудесные человеческие истории, которые потом расходятся по всему миру. В итоге зрители не только переживают за героев, но и наслаждаются прекрасной картинкой данного города, в который потом ещё и с удовольствием съездят отдохнуть».

Также Игорь Толстунов отметил, что в Санкт-Петербурге, например, съёмки организовать намного легче, что отражается и на качестве самих фильмов («Прогулка», «Питер FM»). Тогда как в Москве осуществить подобный проект без нарушения закона практически нереально.

Продюсер Георгий Малков добавил, что по его опыту - на сегодняшний день всё в Москве решить можно, но зачастую не так, как хотелось бы не только самим кинопроизводителям, но и городу:

У некоторых городов есть осознанная политика налоговых льгот, если кино снимается на территории этого города. Понятно, что существует процесс экспертизы, и если вердикт таков, что город представлен хорошо, то возврат средств, потраченных на производство в этом городе, может составлять от 6 до 10%. А кинематографисты, безусловно, готовы платить за съёмочные объекты. Однако, если мы воспринимаем некую улицу как съёмочную площадку и платим за неё, то мы должны иметь и некоторый сервис от человека (инстанции), который тебе их сдал».

Георгий Малков привёл примеры из личного опыта съёмок за границей, где любая городская инстанция, связанная с кино достаточно системно, понимает, что съёмка это не только «предоставить объект», это ещё предоставить возможность для расположения вагончиков группы, организации фуд-корта и т.д. Также он отметил, что учитывая объём спроса на такие услуги не только со стороны кинопроизводителей, но и производителей сериалов и иного контента, систематизация работы и упрощение процессов согласования с такими заявками не только окупится для Москвы, но и будет выгодна для города. В личной беседе Георгий Малков добавил, что официальная коммерциализация взаимодействий между органами власти и кинопроизводителями может стать существенной статьей доходов для городского бюджета:

С учётом того, что в Москве снимается огромное количество часов, городу может быть выгодно создать унитарное предприятие на коммерческой основе, которое будет заниматься тем, чтобы быстро и качественно оказывать сервис по съёмкам в городе (на уровне того, как это делается во многих зарубежных городах). Город в данном случае выступает как подрядчик и предоставляет имеющуийся у него (фактически) бесплатный ресурс - инфраструктуру, который он может монетизировать ещё и таким способом.

Георгий Малков предложил схему, по которой кинопроизводителю город может вернуть 6-10% от затраченных средств, если при этом ему удалось выполнить социальную миссию и красиво представить город.


Участники круглого стола сошлись во мнении, что кинематографистам и правительству Москвы необходимо совместно выработать льготные условия, а также создать комфортные условия для работы над подобными проектами. Вместе с тем, как отметила социолог Надежда Астахова, надо слышать и другую сторону - Москва, как объект, должна высказать пожелание, как бы она хотела выглядеть в кино:

Если говорить о том, что Москва заинтересована в том, чтобы сформировать свой бренд, образ, необходимо понять (в том числе и самому городу) всё-таки какую социо-культурную атмосферу город хочет отображать в кинематографе. Мне кажется, что сейчас нет чёткого понимания, что Москва всё-таки хотела бы, и как она готова себя «продать».

Среди предложенных инициатив было озвучено предложение об организации сценарных питчингов и питчингов идей, в частности для документальных фильмов о Москве.


Одним из организаторов круглого стола является канал «СТС», который в ближайшее время собирается объявить сценарный конкурс проектов о Москве. Александр Фолин (шеф-редактор Hollywood reporter в России) также подчеркнул значимость социального заказа со стороны города:

У нас же такие фильмы уже снимаются! Например, фильм «Шпион», который показывает ностальгическую Москву, в которую мне, например, хочется попасть. Лично я ту Москву не застал, но знаю прекрасно по замечательным советским фильмам. Тем фильмам, в которых Москва не могла быть не показана потрясающе красиво».

Трейлер фильма «Шпион»

Режиссёр Джаник Файзиев («Турецкий гамбит», «Адмиралъ»), в свою очередь, озвучил предложение о том, что согласование о съёмках с городскими властями должно носить регистрационную функцию, а не разрешительную, как это происходит сейчас:

Как может родиться оригинальная идея у кинематографиста, если он даже на таком, общем уровне разговоров внутри индустрии знает, что на любой чих в Москве надо получить разрешение, да и получить его, на самом деле, невозможно».


Во время нашей личной беседы с модератором круглого стола, Олегом Ивановым (генеральный директор экспертно-исследовательской организации «КиноЭкспертиза»), он рассказал о том, насколько востребован образ Москвы в кинематографе со стороны зрительской аудитории:

Мы не проводили специальных исследований, но я полагаю, что люди всегда любят видеть в художественных фильмах среду, в которой живут они сами, видеть людей, которые им близки и видеть проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. Зрителям нравится, когда в фильмах они находят путь для решения своих собственных проблем, и могут самоидентифицировать себя с героем. Если говорить о людях, которые никогда не были в Москве, то хорошее кино может не только сформировать у них положительное представление о городе, но и заставить их приехать в него в отпуск, например. Иногда одного фильма достаточно, чтобы изменить представление о городе, сломать, так сказать, стереотипы».

По итогам состоявшейся встречи, по словам Иванова, будет подготовлен документ с готовыми предложениями, который будет направлен в Правительство Москвы. После этого будет организована встреча, на которой состоится обсуждение предложений и разработка механизмов, способных облегчить работу кинематографистов и при этом быть выгодной для обеих сторон.
Метро, Шпион, Питер FM, Прогулка
Игорь Толстунов, Георгий Малков, Джаник Файзиев, Вуди Аллен

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100