Спикеры круглого стола «Образ Москвы в современном кино». ЦВЗ «Манеж», 16 октября 2014 г.
Евгений Герасимов (актёр, режиссёр, депутат Мосгордумы) подчеркнул, что основной задачей власти является создание некой социокультурной атмосферы, приемлемой для жизни горожан:
Подобная практика поддержки Департамента Культуры должна относиться и к зарубежным фильмам, поскольку у иностранцев, которые приезжают в Москву, мало что получается в сфере согласований, а если и получается, то на это тратится очень много времени. Главной инициативой, по мнению как Герасимова, так и остальных участников круглого стола, которые поддержали его идею, должно стать создание специальной отдельной структуры внутри Департамента.
Члены киноиндустрии убеждены, что должна появиться структура, которая будет заниматься вопросами согласования съёмок в Москве, также в круг её задач будет входить и оценка сценарной и ценностно-культурной составляющей проектов, находящихся на утверждении.
Продюсер Игорь Толстунов (фильм «Метро») отметил, что Москва пока является одним из самых неприветливых городов не только в России, а возможно и мире, для проведения съёмок. По его словам, даже чисто формально, если вы хотите снять проезд по Кремлёвской набережной в игровом кино и хотите, чтобы всё было сделано в рамках установленных процедур, у вас это, скорее всего, не получится. Потому, что в Москве вы, скорее всего, не сможете, например, официально и централизовано получить ГИБДД для оцепления, пожарников или сотрудников других служб. Приходится изворачиваться, договариваться «на местах», а это чревато рисками, что съёмки могут сорваться:
Трейлер фильма «Метро»
Большинство экспертов отметило, что для формирования образа Москвы в современном кино необходимо, чтобы город воспринимался как действующее лицо.
Для этого, по мнению Игоря Толстунова, нужны истории и человеческие отношения:
Также Игорь Толстунов отметил, что в Санкт-Петербурге, например, съёмки организовать намного легче, что отражается и на качестве самих фильмов («Прогулка», «Питер FM»). Тогда как в Москве осуществить подобный проект без нарушения закона практически нереально.
Продюсер Георгий Малков добавил, что по его опыту - на сегодняшний день всё в Москве решить можно, но зачастую не так, как хотелось бы не только самим кинопроизводителям, но и городу:
Георгий Малков привёл примеры из личного опыта съёмок за границей, где любая городская инстанция, связанная с кино достаточно системно, понимает, что съёмка это не только «предоставить объект», это ещё предоставить возможность для расположения вагончиков группы, организации фуд-корта и т.д. Также он отметил, что учитывая объём спроса на такие услуги не только со стороны кинопроизводителей, но и производителей сериалов и иного контента, систематизация работы и упрощение процессов согласования с такими заявками не только окупится для Москвы, но и будет выгодна для города. В личной беседе Георгий Малков добавил, что официальная коммерциализация взаимодействий между органами власти и кинопроизводителями может стать существенной статьей доходов для городского бюджета:
Георгий Малков предложил схему, по которой кинопроизводителю город может вернуть 6-10% от затраченных средств, если при этом ему удалось выполнить социальную миссию и красиво представить город.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что кинематографистам и правительству Москвы необходимо совместно выработать льготные условия, а также создать комфортные условия для работы над подобными проектами. Вместе с тем, как отметила социолог Надежда Астахова, надо слышать и другую сторону - Москва, как объект, должна высказать пожелание, как бы она хотела выглядеть в кино:
Среди предложенных инициатив было озвучено предложение об организации сценарных питчингов и питчингов идей, в частности для документальных фильмов о Москве.
Одним из организаторов круглого стола является канал «СТС», который в ближайшее время собирается объявить сценарный конкурс проектов о Москве. Александр Фолин (шеф-редактор Hollywood reporter в России) также подчеркнул значимость социального заказа со стороны города:
Трейлер фильма «Шпион»
Режиссёр Джаник Файзиев («Турецкий гамбит», «Адмиралъ»), в свою очередь, озвучил предложение о том, что согласование о съёмках с городскими властями должно носить регистрационную функцию, а не разрешительную, как это происходит сейчас:
Во время нашей личной беседы с модератором круглого стола, Олегом Ивановым (генеральный директор экспертно-исследовательской организации «КиноЭкспертиза»), он рассказал о том, насколько востребован образ Москвы в кинематографе со стороны зрительской аудитории:
По итогам состоявшейся встречи, по словам Иванова, будет подготовлен документ с готовыми предложениями, который будет направлен в Правительство Москвы. После этого будет организована встреча, на которой состоится обсуждение предложений и разработка механизмов, способных облегчить работу кинематографистов и при этом быть выгодной для обеих сторон.