Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Эндрю Криппс: «Наши камеры - не просто для самых масштабных фильмов, а для самых масштабных сцен самых масштабных фильмов»

Вице-президент компании IMAX рассказал о результатах компании в 2013 году и новых трендах

После презентации результатов компании IMAX в 2013 году «Фильм Про» удалось побеседовать с Эндрю Криппсом, президентом корпорации IMAX в странах Европы, Ближнего Востока и Африки и исполнительным вице-президентом корпорации. Он рассказал о новой 3D-камере IMAX, разнице бизнес-моделей компании на различных территориях, а также новой сделке, согласно которой кинотеатральная сеть Mori Cinema построит ещё пять залов IMAX в России.

Эндрю Криппс: «Наши камеры - не просто для самых масштабных фильмов, а для самых масштабных сцен самых масштабных фильмов»

Эндрю Криппс: «Наши камеры - не просто для самых масштабных фильмов, а для самых масштабных сцен самых масштабных фильмов»

По состоянию на 31 декабря 2013 года, в мире насчитывалось 837 кинотеатров IMAX (701 коммерческих в мультиплексах, 19 коммерческих не в мультиплексах, 117 в образовательных учреждениях) в 57 странах мира.


Владимир Лапин
Во время презентации, описывая ключевые рынки для компании, Вы назвали половину мира, а можете ли назвать, например, три основных рынка (помимо Северной Америки), которые вы действительно считаете самыми важными для международного развития IMAX?

Эндрю Криппс
Существуют различные этапы развития компании, и степень важности зависит от точки зрения: можно смотреть по количеству открытых кинотеатров, а можно по потенциалу. В Северной Америке наш бизнес процветает уже довольно продолжительное время, однако, у меня нет уверенности насчёт большого потенциала роста, в связи с тем, что в США уже открыто 350 кинотеатров IMAX и рынок достаточно насыщен. Выход компании IMAX на рынок Китая уже точно можно назвать оглушительным успехом, и, хотя нам ещё предстоит открыть огромное количество кинотеатров в этой стране, контракты на эти кинотеатры уже подписаны. Россия также является для нас одним из приоритетных рынков с большим количеством кинотеатров. То есть в Китае и России рост, скорее, может прийти от контентной части, когда новые кинотеатры будут введены в эксплуатацию.

Кинотеатры IMAX в разбивке по территориям


{answer:}А если говорить о рынках, где мы можем рассчитывать на существенный рост бизнеса (опять же - в процентном соотношении - в общих цифрах эти рынки будут далеки от России или Китая. прим. ред.), то я бы назвал Францию и Германию, где мы открыли два кинотеатра в прошлом году, и с тех пор они пользуются небывалым успехом. Тут есть с чем работать. Я думаю, что в Западной Европе именно Франция и Германия будут для нас главным приоритетом. Отдельно стоит отметить Индию с её огромной численностью населения и любовью людей к кино. Но в настоящий момент 90% кассовых сборов в Индии обеспечивает кино местного производства. Именно поэтому мы начали показывать именно индийские киноленты. Кроме того, когда пытаешься выйти на такие рынки, как Индия, сталкиваешься с большим количеством бюрократических и юридических барьеров, но в долгосрочной перспективе у Индии большой потенциал стать одним из ключевых рынков для компании IMAX.[/ОТВЕТ]
Лапин Владимир
Итак, Франция и Германия. Иными словами, у IMAX есть потенциал на развитом западно-европейском кинорынке? Привлекая IMAX, кинотеатры пытаются удержать аудиторию и сохранить свои показатели прошлых лет?

Эндрю Криппс
По-моему, проблема таких стран, как Франция и Германия, в отличие от России и Китая, где идёт повсеместное строительство новых торговых центров и кинотеатров, заключается в том, что во Франции и Германии довольно низкие объёмы строительства торговых и развлекательных площадей. Наша же задача как компании – найти кинотеатры, которые мы можем переоборудовать. Мы можем взять действующий кинотеатр и превратить его в кинотеатр IMAX. Это достаточно трудно, ведь сначала необходимо определить высоту потолка кинотеатра и какие изменения вообще можно внести. Поиск таких объектов несколько усложняет бизнес-модель. Гораздо проще прийти в новый комплекс, в котором отведено место для зала IMAX, и оборудовать свой кинотеатр. Это гораздо проще и быстрее. Но для стран, где новых мультиплексов открывается не так много, наша модель тоже несёт много пользы, так как после необходимых инвестиций всем известный кинотеатр начинает играть для зрителя новыми красками.

Лапин Владимир
А Вы когда-нибудь думали о том, чтобы построить отдельный кинотеатр, создать свою сеть?

Эндрю Криппс
В некоторых странах мы так и поступаем, но обычно отдельный кинотеатр становится частью торгового центра или частью действующего мультиплекса, рядом с которым расположен отдельно стоящий кинотеатр IMAX. Строить кинотеатр с одним экраном IMAX просто невыгодно с коммерческой точки зрения. Вместе с тем, самый успешный экран IMAX в мире находится в Лондоне в BFI на Ватерлоо. Это отдельно стоящий кинотеатр на 485 мест, но при этом у экрана соотношение сторон – 1.43 и максимальная высота экрана IMAX. Это отличный кинотеатр в самом центре Лондона. И он безумно популярен. Но если вы решите построить подобный кинотеатр, вы должны убедиться в том, что вы выбрали для него идеальное место. А поскольку таких мест не так и много - сложно говорить о сети.

Сегодня Россия и СНГ – третий по темпам развития регион для IMAX после США и Китая. На сегодняшний день в России и СНГ открыто 40 кинотеатров, и 25 находятся в стадии проектирования.


Лапин Владимир
В России тоже есть такой кинотеатр - Nescafe IMAX, который даже не в центре Москвы, но эксклюзивность контента приносила ему огромную выручку.

Эндрю Криппс
Совершенно верно.

Лапин Владимир
И если речь зашла о России и выручке, которую Вы получаете от разных направлений коммерческой деятельности компании, то скажите, российский рынок ведёт себя так же, как и в других странах?

Эндрю Криппс
Россия – интересный рынок с очень активно развитым направлением строительства новых кинотеатров. Кроме того, контент, демонстрируемый в российских залах, достаточно стабильный. В некоторых странах перед кинотеатрами IMAX возникает проблема с графиком релизов новых фильмов. В России кассовые фильмы стараются показывать в день премьеры одновременно с Северной Америкой. Планирование в данном вопросе играет очень важную роль. В таких странах, как Италия, у нас возникают большие проблемы, так как в летний период в прокат выходят мало кинолент. Их выход откладывают до осени, потому что считают, что люди не ходят в кино летом, отдавая предпочтение отдыху. Поэтому планирование графика релизов на таком рынке для нас - серьёзное испытание. Бывают времена, когда фильмов в формате IMAX вообще нет в прокате, а бывают, наоборот – один за другим выходят по 3-4 блокбастера. В России такой проблемы нет.

Ещё одной положительной чертой российского проката можно назвать то, что рынок ещё развивается, и фильмы в формате 3D/поп-корн-блокбастеры, которые отлично смотрятся в формате IMAX, показывают прекрасные результаты (в том числе и в кинотеатрах IMAX). Я говорю даже о тех фильмах, которые не имели особого успеха в Северной Америке, например, «Джек–покоритель великанов», «Джон Картер»

Трейлер фильма «Джон Картер»

Лапин Владимир
Та же ситуация была и с фильмом «Морской бой»

Эндрю Криппс
Да, в некоторых странах «Морской бой» прошёл «на ура», и Россия входит в их число.

Владимир Лапин
На презентации мы с Вами обсуждали рекордные результаты «Сталинграда» в России, а что Вы думаете насчёт результатов фильма на американском и британском рынках? В сравнении с Россией эти результаты практически ничтожны.

Эндрю Криппс
Это российский фильм, который идёт в прокате с субтитрами, снятый в другой стране.

Лапин Владимир
То есть, прокатчик решил его не дублировать для проката в США и Великобритании?

Эндрю Криппс
Я не уверен на 100%. Это очень хороший вопрос - надо проверить. Про Великобританию могу сказать уверенно, потому что я сам ходил там на этот фильм, и показывали его с субтитрами. Именно поэтому я думаю, что и в Северной Америке его показывали в том же формате.

Владимир Лапин
Но это ведь существенно ограничивает аудиторию фильма? В России, например, фильмы с субтитрами никогда не собирают большой кассы.

Эндрю Криппс
В каждой стране есть свои нюансы. В некоторых странах фильмы дублируют, в некоторых – нет. В Америке, насколько мне известно, зрители тоже не очень часто ходят на фильмы с субтитрами.

Трейлер фильма «Сталинград»

Владимир Лапин
Как Вы думаете, сколько своих фильмов (локальных для того или иного рынка) IMAX может организовать на таких больших рынках, как Россия или Китай? В Китае у IMAX было пять в 2013 году, верно?

Эндрю Криппс
Да, в Китае - пять. Частично, проблема с Китаем заключается в том, что у них есть так называемые «мёртвые» периоды, когда запрещено показывать иностранные фильмы. Чаще всего это время приходится на праздники. Поэтому, если мы в это время не показываем китайские фильмы, то нам просто нечего показывать в наших залах. К огромному счастью, в России нет таких проблем, и здесь мы можем показывать голливудские ленты круглый год. Но это не значит, что мы остановимся на одном релизе в год для вашей территории.

Если говорить про другие страны: например, во Франции 40% кассовых сборов приходится на локальные французские фильмы, так что игнорировать эти 40% довольно глупо. Это часть бизнес-модели. Мы стараемся выбирать определённые фильмы в определённые периоды года, чтобы дополнять наш голливудский «пакет». И делаем это мы очень аккуратно, так как зрители должны испытать самые невероятные эмоции при просмотре фильма в формате IMAX. Мы очень тщательно отбираем фильмы, которые демонстрируются в наших залах: не показываем комедии и очень редко выпускаем драмы - в них редко бывает кинотеатральная зрелищность. Наши залы существуют для того, чтобы перенести зрителя туда, куда он лишь мечтал попасть, но в реальной жизни это вряд ли когда-либо произойдёт, чтобы зритель испытал максимальный «эффект погружения».

Владимир Лапин
Этот эффект даёт не только картинка и звук. Вы рассказывали о новой звуковой системе и новом лазерном проекторе, которые представляют собой логическое развитие вашей текущей бизнес-модели. При этом есть ещё и новые IMAX 3D-камеры - это своего рода отступление от общего направления развития?

Эндрю Криппс
Да, это можно назвать отступлением от нашей основной модели, но у нас есть режиссёры, так называемые проповедники технологии IMAX, которые используют камеры IMAX для съёмки самых захватывающих эпизодов своих фильмов. Знаете, формат IMAX – это универсальное решение для режиссёров, которое включает в себя весь процесс от съёмок до пост-продакшна и демонстрации. Специалисты IMAX принимают участие во всех этапах создания фильма, будь то выбор сцен, которые лучше снимать на наши камеры, помощь в работе с ними или преобразование фильма в наш формат с помощью технологии IMAX DMR®. Некоторые режиссёры, самый яркий пример - Кристофер Нолан, очень любят использовать камеры IMAX для съёмки эпизодов своих фильмов. Основная причина заключается в том, что наши камеры обладают самым высоким разрешением в мире, в них используется пленка 70 мм, с которой проецируется изображение с разрешением в десятки раз большим, чем дает обычная пленка. Режиссёрам нравится результат, который они получают, ведь только в залах IMAX кадры, отснятые камерой IMAX, полностью заполняют весь экран, позволяя зрителям видеть примерно на 40 процентов больше изображения, чем в обычном кинотеатре, тем самым обеспечивая максимальный «эффект погружения». К сожалению, использование плёночных камер для съёмки фильмов в скором времени станет историей. Все знают, что плёнка 70 мм, которая с самого начала имела небольшой рынок сбыта, в будущем полностью уйдёт в небытие. Вот мы и разрабатываем новые форматы камер для наших главных партнёров.

В 2014 году на экранах кинотеатров IMAX в России можно увидеть следующие картины: «Первый мститель: Другая война», «Новый Человек-паук. Высокое напряжение», «Годзилла», «Грань будущего», «Трансформеры: Эпоха истребления», «Стражи галактики», «Интерстеллар», «Хоббит: туда и обратно» и многие другие.


Владимир Лапин
А какая же бизнес-модель, лежащая в основе использования этих камер? Вы сдаёте ваши камеры в аренду этим режиссёрам или даёте бесплатно - для PR-целей, чтобы показать всем, что гуру кинематографа используют именно ваши камеры?

Эндрю Криппс
По-разному, но не каждый режиссёр может их использовать. Камеры IMAX предназначены лишь для особенных фильмов и определённых периодов времени. Из-за этого в год только 2-3 фильма снимают с использованием наших камер. Например, в этом году на экраны выйдут фильмы «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Интерстеллар», снятые с использованием камер IMAX.

Трейлер фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Владимир Лапин
То есть, эти фильмы были полностью сняты на камеры IMAX?

Эндрю Криппс
Нет, всё равно это только некоторые сцены. Только документальные фильмы IMAX полностью, от начала и до конца, сняты на камеры IMAX, а вот для своего фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» Кристофер Нолан отснял в сумме 1 час 15 минут на камеру IMAX, и это самый большой отрезок для голливудских кинолент. Наши камеры предназначены не просто для самых масштабных фильмов, а для самых масштабных сцен самых масштабных фильмов - ведь для фильмов с планами, отснятыми в помещениях, действительно большое разрешение особой роли не играет. Но когда речь идёт об открытых пространствах, только камеры IMAX обеспечивают беспрецедентную чёткость и максимальное разрешение.

Промо-ролик о камерах IMAX 3D. Русские субтитры

Владимир Лапин
И правильно ли я понимаю, что даже материал, отснятый на эти камеры, надо дополнительно переводить в формат IMAX для ваших кинотеатров?

Эндрю Криппс
Вы имеете в виду этап цифрового ремастеринга IMAX DMR? Да, этап пост-продакшна и затем наш ремастеринг. Все фильмы, демонстрируемые на наших экранах, проходят этап цифрового ремастеринга IMAX DMR.

MORI CINEMA откроет 4 кинотеатра до конца текущего года и один кинотеатр в 2015 году. Таким образом, общее число залов IMAX® сети MORI CINEMA увеличится до шести. Пять новых залов откроются в строящихся развлекательных центрах в Иркутске, Мурманске, Архангельске и Москве, кинотеатр в Тольятти будет модернизирован.


Владимир Лапин
На презентации Вы объявили о заключении соглашения с сетью кинотеатров Mori Cinema. Его, правда, именно сегодня подписали? То есть к заявленным на презентации 20 кинотеатрам, которые предстоит построить, теперь можно добавить ещё пять?

Эндрю Криппс
Да, мы подписали соглашения этим утром - в этом отеле (4 марта 2014 года, отель «Ритц Карлтон». прим. ред.), буквально в 10 часов утра. Теперь наш план на ближайшее будущее - 25 новых IMAX залов.

Владимир Лапин
Спасибо большое за интересный разговор.

Эндрю Криппс
Вам спасибо.
Интерстеллар, Сталинград, Новый Человек-паук. Высокое напряжение, Морской бой, Джон Картер, Джек - покоритель великанов, Грань будущего, Первый мститель: Другая война, Хоббит: Битва пяти воинств, Трансформеры: Эпоха истребления, Годзилла, Стражи галактики
Кристофер Нолан, Джей Джей Абрамс

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Сталинград

Боевик, Военный фильм, Драма, Исторический фильм, Детектив

Пётр Фёдоров, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100