Основной конкурс фестиваля «Движение» не случайно начался с неигровой картины «Выпрямительный вздох». Этим подчёркивается значение, которое неигровое кино приобрело сегодня. Оно превратилось в один из основных флагманов киноискусства, в XXI веке неигровые картины уже успели получить «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотого льва», а «Цезарь должен умереть», имитация документального фильма, удостоился «Золотого медведя». Снимать в документальном стиле – признак хорошего вкуса и залог успеха. А снимать документальное кино – ещё и претензия на высокий статус.
Фильм Про. Движение. «Выпрямительный вздох» Никиты Тихонова-Рау и Ольги Арлаускас
Для своего фильма режиссёры Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас нашли несколько героев, которые определённым образом перекликаются между собой. Кроме того, все они живут во Владивостоке или недалеко от него: «перебивки» с панорамами города и сельской местности лирическим образом дополняют рассказы интервьюируемых. Сельский священник и скульптор, прославившийся фигурой Мандельштама перед расстрелом, как оказывается, не слишком отличаются друг от друга. Все они сегодня ходят в маргиналах, все они забыты страной и всем живётся нелегко, но они почему-то продолжают свой нелёгкий путь и не сворачивают с него. На таких людях, на их рефлексии, как показывают авторы, стоит русская культура, и на них должно основываться её дальнейшее развитие.
Трейлер фильма «Выпрямительный вздох»Тихонов-Рау и Арлаускас – режиссёры молодые, но уже известные за счёт своей прошлой работы «В ауте». После того, как «Антон тут рядом», благодаря усилиям его автора Любови Аркус и её единомышленников, превратился в социальное явление, в событие, об аутизме как проблеме, нуждающейся в решении, задумались многие. «В ауте» продолжил этот трудный разговор. Его героиня – немая девушка-аутистка Соня, дневники которой – единственная её возможность коммуникации с внешним миром. Другие фильмы Тихонова-Рау и Арлаускас («Клеймо», «Быть вместе») известны чуть менее, однако имели неплохую фестивальную судьбу.
Ольга Арлаускас рассказывает о поиске героев для фильмаНазвание фильма «Выпрямительный вздох» отсылает к стихотворению Осипа Мандельштама: «Люблю появление ткани, / Когда после двух или трёх, / А то четырёх задыханий / Придёт выпрямительный вздох».
«Вздох», по мнению авторов, должна сделать Россия, забывающая своё прошлое, смутно понимающая настоящее и безразличная к будущему. Ужас и красота нашей истории подчёркиваются визуальными метафорами, иногда слишком смелыми и даже скандальными. Однако сам настрой фильма вполне миролюбивый, и посыл тоже понятен: принять свою страну, опереться на лучшее в её культуре и двигаться к просвещённому грядущему.
Ольгая Арлаускас формулирует идею фильма