Миклош Янчо (1921-2014) был одним из самых выдающихся венгерских кинематографистов своего поколения, режиссёром, обладавшим неизменно узнаваемым уникальным стилем, который принёс ему международное признание в 1960-70-х годах. Его сравнивали с Микеланджело Антониони, однако любимой темой и одновременно художественным средством Янчо была история, показанная как совокупность ужасных колоссальных событий, разворачивавшихся на пейзажах ко всему привычной природы.
Его первые заметные фильмы - «Без надежды» (о ликвидации членов повстанческого движения в Венгрии в 1848, «Звезды и солдаты» (о гражданской войне в России), и «Тишина и крик» - (1968) – о последствиях падения Венгерской Советской Республики 1919 года - рассказывали, в конечном счёте, о жестоком убийстве надежды. Восстание Лайоша Кошута, приход коммунистического режима в Венгрии, Древний Рим - он воспринимал ход истории как движение жерновов, неторопливо и неотвратимо перемалывавших человеческие судьбы. В демонстрации этого режиссёру помогал удивительный киноязык, изобретенный Янчо. Кинематографист был известен своими долгими изнуряющими планами: он снимал тот или иной дубль до тех пор, пока не кончалась пленка в бобине. Один свой фильм он смонтировал, использовав только 12 планов. Янчо постоянно использовал одни и те же образы-символы, играл с ними и их многозначностью: скачущий табун, строй солдат, танцующие обнажённые женщины с лентами, всадники с щелкающими хлыстами, горящие стога. А камера в в фильмах Янчо постоянно вибрировала, выпускала героев из кадра, и иногда начинала выписывать словно танцевальные па.
Фрагмент фильма Янчо «Красный псалом»
В 1972 году Миклош Янчо удостоился премии Каннского фестиваля за фильм «Пока народ еще просит» («Красный псалом»), рассказывающий о крестьянском восстании XIX века. В 1990 году на Венецианском кинофестивале получил «Золотого льва» за вклад в киноискусство.
Янчо родился в 1921 году в пригороде Будапешта Ваце. Получив юридическое образование, он в 1944 году был мобилизован (Венгрия воевала на стороне Гитлеровской коалиции), но не дошёл до передовой и провёл в советском плену несколько месяцев. В 1950 Миклош Янчо окончил Академию театра и кинематографии в Будапеште с дипломом кинорежиссёра. В 1959 произошло одно из главных знакомств в его жизни: Миклош Янчо встретился с писателем Дьюлой Хернади и предложил ему сотрудничество в качестве сценариста. Творческий союз Янчо и Хернанди длился до самой смерти последнего в 2005 году. Режиссёр был четырежды женат, у него было трое детей.
За свою творческую биографию Янчо выпустил более 30 картин, в том числе короткометражных, телевизионных и документальных. В 1970-х — 1980-х осуществил несколько театральных постановок.