Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Скончался великий венгерский режиссёр Миклош Янчо

Ему было 92 года

Венгерский кинематографист Миклош Янчо, обладатель приза Каннского фестиваля 1972 года за лучшую режиссуру, скончался в Будапеште. Режиссёру, изобретавшему новый киноязык в современной ему социалистической Восточной Европе, было 92 года. Об этом сообщает Associated Press со ссылкой на Ассоциацию венгерских деятелей кино.

Скончался великий венгерский режиссёр Миклош Янчо

Скончался великий венгерский режиссёр Миклош Янчо

© Gettyimage

Миклош Янчо (1921-2014) был одним из самых выдающихся венгерских кинематографистов своего поколения, режиссёром, обладавшим неизменно узнаваемым уникальным стилем, который принёс ему международное признание в 1960-70-х годах. Его сравнивали с Микеланджело Антониони, однако любимой темой и одновременно художественным средством Янчо была история, показанная как совокупность ужасных колоссальных событий, разворачивавшихся на пейзажах ко всему привычной природы.

Его первые заметные фильмы - «Без надежды» (о ликвидации членов повстанческого движения в Венгрии в 1848, «Звезды и солдаты» (о гражданской войне в России), и «Тишина и крик» - (1968) – о последствиях падения Венгерской Советской Республики 1919 года - рассказывали, в конечном счёте, о жестоком убийстве надежды. Восстание Лайоша Кошута, приход коммунистического режима в Венгрии, Древний Рим - он воспринимал ход истории как движение жерновов, неторопливо и неотвратимо перемалывавших человеческие судьбы. В демонстрации этого режиссёру помогал удивительный киноязык, изобретенный Янчо. Кинематографист был известен своими долгими изнуряющими планами: он снимал тот или иной дубль до тех пор, пока не кончалась пленка в бобине. Один свой фильм он смонтировал, использовав только 12 планов. Янчо постоянно использовал одни и те же образы-символы, играл с ними и их многозначностью: скачущий табун, строй солдат, танцующие обнажённые женщины с лентами, всадники с щелкающими хлыстами, горящие стога. А камера в в фильмах Янчо постоянно вибрировала, выпускала героев из кадра, и иногда начинала выписывать словно танцевальные па.

Фрагмент фильма Янчо «Красный псалом»



В 1972 году Миклош Янчо удостоился премии Каннского фестиваля за фильм «Пока народ еще просит» («Красный псалом»), рассказывающий о крестьянском восстании XIX века. В 1990 году на Венецианском кинофестивале получил «Золотого льва» за вклад в киноискусство.

Янчо родился в 1921 году в пригороде Будапешта Ваце. Получив юридическое образование, он в 1944 году был мобилизован (Венгрия воевала на стороне Гитлеровской коалиции), но не дошёл до передовой и провёл в советском плену несколько месяцев. В 1950 Миклош Янчо окончил Академию театра и кинематографии в Будапеште с дипломом кинорежиссёра. В 1959 произошло одно из главных знакомств в его жизни: Миклош Янчо встретился с писателем Дьюлой Хернади и предложил ему сотрудничество в качестве сценариста. Творческий союз Янчо и Хернанди длился до самой смерти последнего в 2005 году. Режиссёр был четырежды женат, у него было трое детей.

За свою творческую биографию Янчо выпустил более 30 картин, в том числе короткометражных, телевизионных и документальных. В 1970-х — 1980-х осуществил несколько театральных постановок.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100