Лидером российского проката в 2013 году стал отечественный фильм «Сталинград», заработавший 1,67 млн. руб., а в Топ-10 попали ещё два российских проекта - «Ёлки 3» и «Легенда №17».
Общие кассовые сборы на территории России/СНГ в 2013 году составили около 43,7 млрд. руб., из которых на долю отечественного киноконтента пришлось около 18% (8 млрд. руб.). При этом, показатель окупаемости проектов локального производства значительно увеличился - это видно из динамики изменения наработки на фильм - её рост с 2012/2013 гг. составил 33%. Напомним, что в последний раз (до минувшего года) верхняя строчка рейтинга покорилась российскому фильму лишь в 2007 году - ремейку советской комедии «Ирония судьбы. Продолжение» (1,2 млрд. руб.).
Стоит отметить, что в 2013 году в пятёрку самых успешных отечественных картин вошли три проекта, получившие государственную поддержку - «Сталинград», «Легенда № 17», «Иван Царевич и Серый волк». Фонд кино поддерживал проекты не только на стадии производства, но и в прокате - ещё одна картина из Топ-5 - комедия «Горько!» - получила поддержку в прокате. Помимо финансовой поддержки, государство намерено рассмотреть и другие возможности для развития отечественных кинопроизводства и кинопроката.
После подведения итогов 2013 года Министерство культуры намерено вновь рассмотреть идею введения протекционистских мер для отечественного кинематографа.
Тема квотирования кинопроката поднимается в России с завидной регулярностью — об этом говорят то министр культуры, то депутаты, которые не так давно внесли на рассмотрение Госдумы законопроекты, нацеленные на защиту судьбы нашего кино в кинотеатрах.
Директора департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов отметил, что, несмотря на позитивные сдвиги, российское кино всё равно нуждается в дополнительной защите:
Однако, Вячеслав Тельнов считает, что государство, выделяющее львиную долю средств на отечественное кинопроизводство, «имеет право на то, чтобы наши фильмы не только создавались, но и имели полноценный доступ к зрителям». Ранее министр культуры Владимир Мединский заявил, что необходимость введения квот очевидна как для кинопроизводителей и прокатчиков, так и для государства:
Но если, например, в Китае и Корее кинопрокат и кинопроизводство много лет развивались в условиях квотирования, то у нас квоты могут стать резким потрясением для отрасли, которая и так находится не в лучшем состоянии. Помимо того, что сроки окупаемости кинозалов достаточно велики, площадок катастрофически не хватает. Тем временем, поставленные перед директивой заполнять прокатную сетку российским кино, кинотеатры рискуют оттолкнуть массового зрителя — публика может вновь перестать ходить на российские фильмы.
Кстати, в Южной Корее государственная поддержка не ограничивается контролем за прокатом иностранного контента. Правительство ещё и финансирует дебюты и короткометражные ленты, кинообразование, выделяет дотации на поддержку артхаусных кинотеатров и строит киностудии, на которых независимые продюсеры могли бы снимать любое, а не только патриотическое кино. Кстати, за последние шесть лет доля национальных фильмов в бокс-офисе страны выросла до 40%.
В ещё одной, на сей раз европейской стране, Франции, где в послевоенное время было введено квотирование, параллельно создана особая система финансирования кино, при которой 11% от стоимости проданного билета поступают в специальный фонд поддержки национального кинематографа. Собственно, именно этой системе, которая сегодня включает и налоги на телеканалы, и вменение им в обязанности продюсировать кинофильмы, французское кино и обязано своим сегодняшним состоянием.