Юлия Петрова
Историческое значение Сталинградской битвы огромно, но прошло уже много времени. Почему сегодня особенно важно снова поднять эту тему?
Сергей Мелькумов
Я думаю, что новое поколение не забыло об этой битве - оно просто о ней не знает. Актуальна ли эта история? Я думаю, что она будет актуальна всегда. К военной теме будут обращаться постоянно.
Юлия Петрова
Была ли задача затронуть именно молодёжь этим фильмом?
Сергей Мелькумов
Обязательно. Мы сняли картину при помощи современного киноязыка и эстетики. И 3D для нас - не просто аттракцион, оно усиливает эффект присутствия. Это уникальная технология, которую мы смогли в полной мере оценить, когда провели первые пробы.
Юлия Петрова
Стоял ли поначалу вопрос - снимать в стереоформате или не стоит?
Сергей Мелькумов
Да, было много споров. Лично я был против. Но, когда мы всё-таки решились на этот эксперимент, это кино стало другим, мы его по-другому стали видеть. Процесс очень интересный и непростой. Человек 40 на площадке отвечали только за работу с камерами.
Особенности декораций и грима в «Сталинграде». «Индустрия кино» от 11.10.13
Юлия Петрова
С чем были сложности во время начала работы над «Сталинградом»
Сергей Мелькумов
Страха не было - если ты боишься за результат, тебе не стоит заниматься кино в России. Сначала мы, конечно, сомневались, но потом, после первых проб, поняли, что находимся на правильном пути. Мне уже тяжело судить - я «варился» в этом около трёх лет. Но когда после такого срока тебе нравится то, что у тебя получилось, - это уже хорошо.
Юлия Петрова
Как вы строили декорации к фильму?
Сергей Мелькумов
У нас был выдающийся художник Сергей Владимирович Иванов. Мы разрабатывали декорации в течение месяцев шести, начали строить их осенью, в то время как съёмки должны были стартовать в мае. Постановщиков у нас было человек 60, по-моему. Строили целые дома, затем придавали им необходимый вид, фактуру. Нам было жалко потом рушить декорации - это всё-таки уникальный объект получился.
Юлия Петрова
Сколько в процентном отношении от бюджета стоили декорации?
Сергей Мелькумов
Процентов 10-15. Бомбардировщики, самолёты, весь реквизит - всё изготавливалось нами самими.
Юлия Петрова
А не проще ли было использовать компьютерную графику?
Сергей Мелькумов
Если есть возможность строить - надо строить. Тем более у нас не фэнтези, а военная драма. Съёмочная группа и артисты должны ощущать эту особую атмосферу.Если актёры будут играть на зелёном фоне, не получится этого достигнуть.
Юлия Петрова
Какие впечатления остались у вас от совместной работы с Фёдором Бондарчуком
Сергей Мелькумов
Мы с ним товарищи, работаем начиная с его дебюта, «Девятой роты». У Фёдора есть индивидуальный режиссёрский почерк. Он прекрасно «чувствует» изображение. Настоящий профессионал своего дела, поэтому с ним всегда интересно.
Юлия Петрова
Судя по съёмкам, Фёдор сам активно участвовал во всех подготовительных процессах.
Сергей Мелькумов
Когда он работает, то жить другим не даёт, не может усидеть на месте. Он, например, красил на площадке каски.
Юлия Петрова
Была ли какая-то «химия» между актёрами и режиссёром?
Сергей Мелькумов
Конечно. Кроме немецких артистов, которые отсняли всё одним блоком, все постоянно находились на съёмочной площадке - можно сказать, стали семьёй. Каждый раз, когда Фёдор приезжал на площадку, он недоумевал - неужели это счастье когда-нибудь закончится? Не было на съёмках никаких конфликтов, было жаль, когда они завершились. «Сталинград» объединил серьёзных людей, больших профессионалов.
Юлия Петрова
Можно ли сказать, что «Сталинград» открывает эру новых возможностей для съёмок российского кино? Или это скорее единичная история?
Сергей Мелькумов
Здесь есть один барьер - большой бюджет. Наш рынок к такому пока не готов, без государственной поддержки мы бы не смогли снять фильм. Не думаю, что будет много таких картин, но надеюсь, что они всё же будут периодически появляться.
Как создавались спецэффекты «Сталинграда». «Индустрия кино» от 06.12.13