ИДФА в Амстердаме – самый престижный фестиваль документального кино в мире. Всё равно что Каннский смотр - для кино игрового. Твой фильм попал на ИДФА – значит, ты получил высшую степень международного признания. ИДФА – это и крупнейший рынок документального кино. Каким же должен быть русский фильм, чтобы попасть туда? Виктория Белопольская - кинокритик и российский отборщик для IDFA - выделила главный фактор:
Российский фильм должен быть российским. Не надо продавать кока-колу американцам. Если уж что-то продвигать на рынок, то квас. Российский фильм должен быть российским по языку, по теме, по фактуре».
На самом деле, русские фильмы, которые пользуются успехом за рубежом, очень разные. Например, в программе ИДФА – фильм Алины Рудницкой «Кровь». Стильное чёрно-белое роуд-муви о передвижном пункте по сбору крови. Рудницкая не просто документалист. Она – режиссёр-поэт. Трубки, по которым льётся кровь, монтируются с мостами, по которым так же плавно бежит автомобильный поток. Рудницкая объяснила нам стилистическое решение картины:
Чтобы уйти от реальности, от красного цвета (потому что фильм – о том, как люди сдают кровь в России), не хотелось показывать натурализм, и поэтому было принято решение снимать фильм в чёрно-белом».
В фильме «Искусство наблюдения жизни» собраны уникальные архивные интервью с крупнейшими классиками американского документального кино. Дрю, Ликок, Пеннебейкер, Мэйзелс – когда-то они были первооткрывателями, но сегодня во всём мире снимают так, как это делали они. Белопольская подчеркнула:
Для того, чтобы фильм, ставший «видимым», стал объектом покупок и широких показов, он должен быть на поверхности айсберга. А айсбергом должна стать киноиндустрия в стране… У нас делаются фильмы, их немало. Фильмы высокого художественного уровня. Делаются иногда на коленке, то есть на средства авторов... Но делать кино – этого мало! Должна быть система дистрибьюции, система продвижения, система пиара».
В России были и есть картины мирового уровня. Нужно задать себе простой вопрос: хотим ли мы, чтобы документальное кино, которое смотрит весь мир, не было нужно у себя на родине? Чтобы уникальный взгляд на реальность, которое это кино предлагает, был нам недоступен, а наши режиссёры перестали рассчитывать на отечественного зрителя? Ответа не требуется. Нужно просто действовать.
Трейлер фильма «Да здравствуют антиподы!», который демонстрировался на ИДФА в 2012 году.