Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Сергей Сельянов: «Зрителю нужно научиться разбираться в том, что ему предлагают»

Один из авторитетнейших продюсеров России - о реакциях на русское кино

При росте общих сборов кинопроката всё меньшие цифры показывают отечественные фильмы. В 2009 году российские фильмы в кинопрокате собрали $176 млн. в 2010-м - уже $154 млн. В 2011 году сумма пока не превышает $100 млн. Русских фильмов в прокате стало меньше, зрители идут на них с неохотой. Мы предложили прокомментировать ситуацию директору кинокомпании «СТВ», продюсеру Сергею Сельянову, который известен как своими арт-проектами, так и коммерческими картинами.

Сергей Сельянов: «Зрителю нужно научиться разбираться в том, что ему предлагают»

Сергей Сельянов: «Зрителю нужно научиться разбираться в том, что ему предлагают»

Статистика утверждает, что люди стали меньше ходить на российское кино. В том числе, как показывают отзывы в интернете, из-за разочарования после просмотра фильмов, вышедших большим тиражом.
Сергей Сельянов: На разные фильмы – разные отзывы. У «Шамаханской царицы» сборы $19 млн. – очень неплохой результат и отзывы были отличные. К Новому году выйдет «Иван Царевич и серый волк» и тоже, надеюсь, соберёт не меньше. «Ёлки» собрали 24 млн. Это очень большие сборы.

Общие сборы от российского кино неумолимо падают. Есть возможность как-то остановить этот процесс через регулирование продукции, которую выпускают «лидеры»?

Этот номер «Советского экрана» Сергей Сельянов мог читать перед тем, как пойти в кино


Сергей Сельянов: Вопрос к российскому кинозрителю. У нас свободная страна. Каждый может снять кино. Оно может быть замечательным, а может – плохим. Вы можете вложить деньги в рекламу, зритель придёт и обманется. Но ему нужно, на самом-то деле, немного успокоиться и научиться разбираться в том, что ему предлагают. В каждой кинематографии мира, включая американскую, 90 % - это очень слабые фильмы или просто дрянь. 10 % - это неплохие или даже очень хорошие фильмы. В США это примерно 60 фильмов в год. Посмотрите не первую по качеству, а вторую половину из 600 произведённых там фильмов, и у вас навсегда изменится представление об американском кино. Посмотрите все 200 фильмов, которые в год производят французы. У нас делают 60-80 фильмов. Что это значит? Нужно научиться выбирать! Я ещё в Советское время ходил в кино, и даже тогда мне не надо было объяснять, что фильмы бывают плохие и что таковых нужно избегать. А если всё же попал на плохой – ну, ладно… Надо было ориентироваться по плакатам, по статьям в «Советском экране», по артистам, по режиссёрам. Так вот, если тебе рекламируют какой-нибудь гамбургер с кошками, а ты купил его и съел, то тебя поймали на рекламе, ты сам не разобрался.

Но человек не может не считаться с тем, что в его местном кинотеатре идут два фильма, которые продали пакетом.
Сергей Сельянов: Не ленись, поезжай в другой кинотеатр, найди тот фильм, который тебе нужен. Где в городе только один кинотеатр – там есть проблема, согласен. Но эта ситуация потихоньку меняется, кинотеатры потихоньку строятся. Когда вам нужен мобильный телефон, вы же не приходите в магазин и не покупаете любой, который вы видите на плакате «Покупай телефон «Незабудка». Вы думаете, советуетесь с продавцом, с друзьями, вспоминаете предшествующий опыт. Откуда же легкомысленность в отношении кино? Это такой же продукт, как телефон. Телефоны тоже бывают очень разные. Я уверяю вас, что российское кино 5-6 хороших продуктов в год точно будет делать.

Критики считают «Кочегар» одним из самых совершенных фильмов Алексея Балабанова. Продюсер этого, как и всех остальных балабановских фильмов, - Сергей Сельянов. Он собрал в прокате 184 тысячи долларов, количество зрителей - около 22 тысяч человек


Сколько людей подумали и поехали на фильм Балабанова «Кочегар», например, вместо блокбастера, который шёл поблизости?
Сергей Сельянов: «Кочегар» - это особое, авторское кино, у которого мало зрителей во всём мире. Это продвинутые зрители.

Но этот фильм от широкого зрителя не закрыт.
Сергей Сельянов: Да, конечно, не закрыт, более того на подобных фильмах зрителю всегда рады. Но зрителей на подобных фильмах всегда мало. Так устроен мир. Мало людей, которые будут смотреть тяжёлую картину, где никто не шутит, не танцует, где нет красивых нарядов и декораций. А то, что такие фильмы двигают и развивают кинематограф, не обязательно должно быть важно широкому кругу зрителей.

В последнее время всё чаще можно услышать: «Я посмотрел русский фильм N, и больше после такого я на русское кино не хожу». Что же можно сделать, чтобы предотвратить такую реакцию?
Сергей Сельянов: Повышать качество фильмов. Это вопрос компетенции продюсеров. Они это понимают, потому что на них это отражается в первую очередь. Перед нами и стоит задача изменить имидж российского кино, чтобы больше зрителей приходило на наши фильмы. Это работа не быстрая. Чем больше очарование, тем сильнее разочарование. До 2004 года российского кино на экранах страны не было системно. Потом телеканалы стали выпускать фильмы, и народ пошёл. Все мы немного патриоты, и всем было интересно. «Девятая рота», «Ночной дозор» - всё казалось новым и ярким. Потом стали выходить фильмы, выпускающиеся при прежней системе господдержки. В основном, плохие. Одновременно вышли киноверсии телевизионных программ, потому что прокат стал большим, на нём стало возможно заработать. Если у вас есть бренд, любой бренд, почему бы его не эксплуатировать в кино? Бюджеты у всех были маленькие, фильмы получались плохие, вот народ и отхлынул. Кто-то был просто оскорблён, и среди этих фильмов было, чем оскорбиться. Но вы же сами туда кинулись, ребята! «Нас обманула реклама,» - нет ничего безвольнее этого ответа. «Я больше не пойду смотреть русское кино»… Какой красавец! Да не хочешь – не ходи! А мы всё равно будем делать кино, и думаю, что мы сможем что-то поменять.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100