Кинопрокатный рынок продолжает расти - но исключительно за счёт роста цены билета.
Индустрия имеет формальный повод порадоваться: сборы от проката фильмов в 2012 году вырастут примерно на 14-15% (по прогнозу Movie Research) и составят не менее 40,5 млрд. руб. При этом посещаемость кинотеатров увеличилась всего на 1,6%, а значит, рост рынка обеспечен вовсе не возросшим интересом россиян к кино. Его причина - повышение цены кинобилета. В 2012 году она составила в среднем 235 руб. (на 13,5% больше, чем в прошлом году). Тем не менее, абсолютные цифры отечественного рынка не могут не радовать голливудских гигантов, которые с каждым годом выделяют всё большие бюджеты своим российским представительствам. Самый кассовый фильм года в России собирает в кинотеатрах 1,6 млрд. руб. - это «Ледниковый период: Континентальный дрейф».
Трейлер мультфильма «Ледниковый период: Континентальный дрейф»:
WDSSPR - абсолютный лидер среди кинопрокатных компаний, которая второй год подряд собирает в России больше $300 млн.
В гонке дистрибьюторов второй год подряд побеждает WDSSPR - объединённая прокатная компания для фильмов Disney, DreamWorks и Sony Pictures. И если годом ранее к WDSSPR, занявшей в 2011 году 25,85% рынка, вплотную подобралась "Централ Партнершип", то по итогам 2012 года компания значительно оторвалась от всех конкурентов. В рублёвом эквиваленте у WDSSPR за 2012 год набежало около 9,7 млрд. руб., в то время как в 2011-м она собрала только 9 млрд. руб. Интересно, что из-за разницы курса, в долларах эти суммы практически идентичны - около $310 млн.
Российское кино не в тренде: посещаемость отечественных фильмов падает, в десятке самых кассовых - ни одного русского фильма.
Российское кино попадало в ТОП-10 самых кассовых фильмов ежегодно, начиная с 2004 года. В 2012-м оно туда не попало, несмотря на то, что число отечественных фильмов в кинотеатрах изменилось незначительно. Зато посещаемость российских фильмов, по данным Movie Research, снизилась на 8,8%. К началу последнего уикенда года отечественное кино могло похвастаться только 4,5 млрд. руб. - то есть ему досталось лишь около 11% от общих кассовых сборов всех фильмов 2012 года. После подсчёта сборов новогодних блокбастеров эта доля должна возрасти до 13-14%. Но в любом случае, она будет меньше, чем годом ранее. Профессионалы рынка говорят, что причиной тому - отсутствие хотя бы одного большого хита - вроде фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» в 2011-м. И действительно: самым кассовым российским фильмом 2012 года стал «ДухLess», а его сборы в половину меньше сборов «Высоцкого».
Государство меняет правила игры в вопросах финансирования кинопроизводства: новая схема распределения средств между Фондом кино и Минкультуры.
Весь год компания «Централ Партнершип» находилась в разобранном состоянии. В результате, к концу года у неё меняется топ-менеджмент.
Ещё два года назад компания «Централ Партнершип» была, наверное, самым мощным в стране кинохолдингом, занимавшемся как продюсированием, так и прокатом. Однако начатые в 2011 году преобразования пока не лучшим образом отразились на показателях компании. Согласно опубликованной отчётности по МСФО, выручка "Централ Партнершип" за 2011 год снизилась на 24% и составила 3,864 млрд. руб. В 2012 году к привычным для себя ролям заказчика, продавца и дистрибьютора компания добавила роль производителя кино и сериалов. Кроме того компания осталась крупнейшим российским кинодистрибьютором, но с результатами проката в 2012 году у "ЦПШ" оказалось всё не так хорошо, как годом ранее (общие сборы упали на 36%). Это случилось из-за того, что основной партнёр компании, Paramount Pictures, перенёс ряд крупных премьер на 2013 год. В ноябре из компании ушла Юлия Чарышева, занимавшая пост директора по маркетингу, а 10 декабря ушёл президент Марк Лоло. Свои основные успехи "Централ Партнершип" теперь связывает с новыми топ-менеджерами и проектами, которые выйдут в 2013 году.
Государство принимает план спасения киностудии "Ленфильм" от банкротства. Главой совета директоров студии назначается Фёдор Бондарчук.
Киносети находят новых инвесторов и укрупняются.
IMAX укрепляет позиции в России, кинотеатры ищут новые форматы кинопоказа.
Крупнейший дистрибьютор западной Европы A Company начинает самостоятельно заниматься кинопрокатом в России.