Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Как создать стопроцентный хит в России

Достаточно ли обладать даром предвидения или нужен особый расчёт

Любой кино- или телепродюсер мечтает о том, чтобы его проект не только оправдал вложенные в него средства, но и стал сверхпопулярным. Темой одной из дискуссий в рамках Специального дня Форума Россия, организованного Тройкой Диалог, Сбербанк России и Cinemotion Group стал вопрос о возможности просчитать будущую успешность теле- или кинофильма и определении критериев, по которым можно определить "хитовость". Своим опытом создания трендовых проектов поделились профессионалы.

Как создать стопроцентный хит в России

Как создать стопроцентный хит в России

На интересующих многих вопрос: является ли история создания теле- и кинохитов просчитанной или нет, ответили участники одной из панелей Форума. По мнению режиссёра и продюсера Джаника Фазиева, не каждый фильм на стадии начала производства может называться блокбастером:

Чтобы твой фильм стал "блокбастером", нужно много работать. Не каждый человек в начале пути уверен, что его фильм будет прорывным, получит международное признание, сделает его миллионером и прославит на века. Безусловно, не всем это удаётся, но стараются, как мне кажется, почти все, иначе не понятно, зачем в этом бизнесе что-либо делать?"

Режиссёр и продюсер Александр Роднянский говорит и о социокультурной значимости хита:

Хит - это произведение, предлагающее зрителю совершенно новое качество, новых героев, новое видение картины мира. Это должно стать частью искусства, то есть частью общественного сознания - остаться в истории кино. Но понятия "прорывного хита" и "коммерчески-успешного фильма" не являются идентичными. У нас были и "Жара", и "Питер ФМ", но я не стал бы о них говорить, как о "хитах", хотя в цифрах, наверное, "Жара" - один из самых успешных фильмов российской киноиндустрии с бюджетом $1 млн. и около $17 млн. в прокате. Но "прорывной хит" должен всё-таки быть совершенно свежим и неожиданным."

Согласно американской методике, успешность фильма определяется как разница между доходом продюсера (42,5% кассовых сборов) и заявленным производственным бюджетом фильма.

В 2011 году успешными можно признать восемь российских фильмов. Половина из них была выпущена кинокомпаниями-лидерами, а вторая половина - независимыми студиями.


Джаник Фазиев уверен, кинопроизводство - это бизнес, в котором предполагаются большие инвестиции, и для этого надо сначала провести серьёзную аналитическую работу:

Принимаясь за большой фильм, мы понимаем, что он заберёт несколько лет нашей жизни и несколько миллионов долларов и поэтому стараемся проводить серьёзный анализ. Перед картиной "Август. Восьмого" мы провели огромное социологическое исследование, которое включало как историческую сторону вопроса, так и эмоциональную и психологическую. Было опрошено немыслимое количество человек для того, чтобы получить ответы на основные волнующие меня вопросы: будет ли интересно кино на эту тему, именно в таком изложении. В "Августе. Восьмого" мы довольно смело соединили несколько кардинально разных жанров, и я понимал, что это может, с одной стороны, стать инновацией в кинематографе, а с другой - оказаться опасной историей и отпугнуть зрителя. Мы тогда получили и положительные, и отрицательные ответы и только после этого стали развивать и компоновать проект".

Любой продюсер или режиссёр, прежде чем взяться за проект, должен получить ответы на ряд интересующих его вопросов: какими будут целевая аудитория, способ продвижения, конкурентная среда, что было сделано или не сделано в этом жанре до этого и т.д. Основываясь на полученных данных, он принимает решение, взвешивая ожидаемые выгоды и предполагаемые риски проекта.

Помимо аналитических исследований и анализа нельзя исключать и такие понятия, как "талант" и "дар предвидения", которые нередко оказываются важнее любых расчётов.


Мировые сборы "Инопланетянина", вышешего в 1982 году, достигли $793 млн.


Но есть и другой пример. Стивен Спилберг, проводя исследования для своего фильма "Инопланетянин", задействовал многочисленные фокус-группы для тестирования воспрятия уже отрисованного главного персонажа. Результаты оказались неутешительными. Милый человечек не понравился ни детям, ни взрослым. В результате, режиссёру порекомендовали найти другие формы. После непродолжительных раздумий Стивен Спилберг решил, что ему инопланетянин нравится и оставил его неизменным. Фильм «Инопланетянин» завоевал четыре премии «Оскар» и 37 прочих наград в 27 номинациях.

Продюсер и учредитель компании Enjoy Movies, Георгий Малков поделился своими взглядами на то, как увеличить шансы сделать хит:

Мы бы не стали пытаться сделать хит в теме или жанре, в которых до этого никто не снимал. В картине должен быть посыл, который ясно покажет зрителю, она, и этот посыл должен быть максимально понятным. Вообще, мы рассматриваем кино с позиции эмоциональной вовлеченности зрителей, достижимой хорошо написанным сценарием и хорошо сыгранными актёрскими партиями - при этом актёры должны иметь определённый кредит зрительского доверия. С другой стороны, бюджет фильма должен учитывать риски невозврата вложенных средств. Также, в определённый момент работы над картиной, приходит понимание, что увеличение размера вложенных средств уже не сможет привести к существенному улучшению его качества".

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100