Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Как поддержало государство российское кино

Итоговый взгляд на прокатную судьбу фильмов Фонда Кино за 2011 год

По итогам минувшего года, отечественные картины сумели удержать достойное место в общих кассовых сборах российского кинорынка, а также показать большую окупаемость в прокате. В десятку лидеров российского кинопроката 2011 года, помимо восьми голливудских блокбастеров, вошли два российских фильма, которые получили поддержку Фонда Кино. Эти картины также возглавили рейтинг самых успешных российских лент 2011 года.

Как поддержало государство российское кино

Как поддержало государство российское кино

В 2011 году в российский прокат было выпущено 59 картин отечественного производства, что составляет 19% от общего числа релизов. Подобное соотношение остаётся практически неизменным за последние пять лет.

По результатам 2011 года, кассовые сборы отечественных картин достигли 5,6 млрд. руб., что составляет около 16% от общей российской кинопрокатной кассы, а также на 16% превышает результат 2010 года.




Тем не менее, посещаемость сеансов отечественных фильмов не выросла в 2011 году по сравнению с предыдущими периодами. Рост кассовых сборов был достигнут лишь благодаря увеличению средней цены билета.



На сегодняшний день существуют определённые ограничения со стороны прокатной системы, которые препятствуют росту доли российского кино в общих результатах по рынку. Ситуация, складывавшаяся с государственной поддержкой на протяжении долгих лет, когда производство фильмов осуществлялось ради самого производства без учёта их качества, привела к тому, что изменилось отношение к российским лентам.

По словам директора кинокомпании "Дирекция кино" Анатолия Максимова:

Предубеждением к отечественному кинематографу, которое наблюдается у некоторой части аудитории, воспользовались кинопрокатные организации - прокатать сейчас отечественный фильм стало трудно. При этом, количество копий не является показательным. Приходится выпрашивать у кинотеатров то или иное количество сеансов для фильма. И если вы напечатали копию, а у вас стоит один или два сеанса, то вы обречены с самого начала. С поддержкой, которую мы получили от Фонда Кино, мы пытаемся противостоять доминированию американского кино в прокате».

В десятку лидеров российского кинопроката 2011 года вошли шесть картин, которые были сняты кинокомпаниями-мейджорами, получившими поддержу Фонда. Остальные - независимыми студиями. Возглавляет рейтинг биографическая драма «Высоцкий. Спасибо, что живой», которая собрала 912,9 млн. руб. Картину посмотрели 3,9 млн. человек, что стало абсолютным рекордом посещаемости для российского фильма за 2011 год.

В 2011 году в российский кинопрокат вышли 15 фильмов кинокомпаний-лидеров. Их общие кассовые сборы достигли 3,5 млрд. руб., что составляет более 60% кассы всех отечественных картин.


Начиная с 2010 года, Фонд Кино разработал новую систему целевой государственной поддержки отечественных картин.

Генеральный продюсер кинокомпании СТВ Сергей Сельянов считает:

Это исключительно удачная реформа, её нужно распространять и дальше, увеличивать число мейджоров и концентрацию поддержки».

Директор Фонда Кино Сергей Толстиков следующим образом прокомментировал итоги функционирования новой модели господдержки:

В кино всегда были, есть и будут люди, которые делают хорошие фильмы и всё, что мы должны сделать, – просто попытаться им более или менее правильно помочь. Вот эта модель. Мы много говорили о том, что вряд ли можно получить результат за месяц, за полгода. Но на определенном этапе мы увидим, что тут хорошо, а что, может быть, не совсем отработано. И сейчас можно сказать, что на определённом промежутке времени вышло достаточное количество в целом успешных фильмов, которые в некотором роде повернули отечественного зрителя к нашему кино».

Всего в 2011 году поддержку от Фонда Кино получили 49 компаний для 77 фильмов. Из них: семь лидеров на 27 картин, 28 независимых компаний для 31 проекта и 14 анимационных студий для 19 мультфильмов.


По утверждению Сергея Толстикова, система господдержки будет и в дальнейшем реформироваться. Несомненно, будет произведена "более тонкая настройка". В частности, он полагает, что делить деньги мейджорами поровну не совсем правильно - вероятно, имеет смысл перейти к целевым крупным траншам на пакеты проектов, поддерживать не только производство, но и прокат, а также больше помогать независимым продюсерам.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100