Не стало Вадима Юсова - оператора, снявшего классику кино. Сюжет телеканала «Россия 1»
Первой заметной картиной Вадима Юсова стала короткометражка Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Она служит отправной точкой для последующей совместной творческой работы. Позже Юсов снимет прогремевшие на весь мир картины «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1966) и «Солярис» (1972). Именно Юсов помог разработать характерную для фильмов Тарковского манеру съёмки, которая предполагает многоплановость и разомкнутость, «неконечность» кадра. Сам он описывал её так:
Сцена из фильма «Зеркало»
Помимо работы с Тарковским упоминания заслуживает творческий союз с Сергеем Бондарчуком. Юсовым были сняты военная драма «Они сражались за Родину» и исторический фильм «Борис Годунов».
Фрагмент фильма «Они сражались за Родину»
Юсов одинаково успешно работал в самых разных жанрах. Именно он выставлял свет и выстраивал кадр совместно с Георгием Данелия, когда тот ставил лирические комедии «Я шагаю по Москве», «Не горюй» и «Паспорт».
Отрывок из фильма «Я шагаю по Москве»
В 1988 году Юсов получил премию Венецианского кинофестиваля за фильм Ивана Дыховичного «Чёрный монах», а в 1992 стал лауреатом национальной премии «Ника» за картину этого же режиссёра «Прорва». В 2000-е он снял комедию Дыховичного «Копейка» и документальный фильм о переводчице Лилиане Лунгиной «Подстрочник». Его последней работой стала драма Андрея Прошкина «Апельсиновый сок».
Прошкин рассказал «Фильм Про» следующее:
Киновед и директор Музея кино Наум Клейман дал такой комментарий:
Коллега Юсова, оператор Игорь Клебанов, говорит о нём так:
Комментарий режиссёра-документалиста Виктора Косаковского:
О смерти Юсова сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на Союз кинематографистов. Время и место прощания уточняются.