«Люди Икс» (2000)
Режиссёр: Брайан Сингер
Производственный бюджет: $75 млн
Мировые кассовые сборы: $296,3 млн
Количество планов с визуальными эффектами: 500
«Люди Икс» был первым фильмом со спецэффектами в карьере Брайана Сингера, поэтому незадолго до съёмок он побывал на съёмочной площадке картины «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», чтобы взглянуть со стороны на работу режиссёра подобных лент. После длительных обсуждений Сингер и супервайзер эффектов Майкл Финк («Бэтмен Возвращается») решили комбинировать передовые цифровые технологии с традиционными техниками съёмки и спецэффектами.
Бюджет картины «Люди Икс» составил относительно скромные по меркам летних блокбастеров $75 млн., поскольку в 2000 году студии уже в среднем тратили на подобные проекты не менее $100 млн.
Из-за нехватки времени визуальные эффекты создавали девять студий. Несмотря на финансовый успех картины и высокую оценку критиков, Майкл Финк, по его собственному признанию, остался не до конца доволен проделанной работой. Теперь расскажем о сценах с Росомахой, который, наряду с Мистик, оказался самым запоминающимся героем фильма.
Хью Джекман в образе Росомахи
Лезвия и костюм РосомахиВ комиксе несколько поединков, в ходе которых Логан, он же Росомаха, пускает в ход своё оружие. Разработкой дизайна и изготовлением острых, как бритва, лезвий из адамантиума занимались мастера студии FX Smith под руководством Гордона Смита. Оружие Росомахи отливали из пластика и резины, но для некоторых динамичных кадров его создавали в графике трёхмерщики. Чтобы реквизит плотнее крепился к руке Хью Джекмана, художники предварительно сняли с неё слепок и отлили копию из силикона. В общей сложности специалисты изготовили 700 отдельных лезвий для Джекмана и его дублёров. Костюм Логана сшили из толстой кожи с добавлением полихлорвинила.
Любопытные факты:
1. Хью Джекман посетил несколько занятий по рукопашному бою, чтобы научиться управляться с лезвиями Росомахи
2. Одну из ранних версий сценария написал Джосс Уидон, будущий режиссёр «Мстителей». В общей сложности драматурги подготовили 28 различных вариантов сценария.
3. Хью Джекман был утвержден на роль Росомахи только тогда, когда уже прошли полтора съёмочных месяца. Он продолжал интенсивно качаться во время съёмок, поэтому зритель может заметить разницу в его физической форме в некоторых сценах.
Трейлер фильма «Люди Икс»
«Люди Икс 2» (2003)
Режиссёр: Брайан Сингер
Производственный бюджет: $110 млн
Мировые кассовые сборы: $407,7 млн
Количество планов с визуальными эффектами: 700
Кадр из фильма «Люди Икс 2». Леди Смертельный Удар в исполнении Келли Ху
Продолжение «Люди Икс 2» превзошло первый фильм серии по всем статьям. Градус экшна повысился, появились новые герои, выросла мощь суперспособностей. Не изменился только Росомаха, сохранивший ту же фирменную причёску и острые лезвия. В сиквеле довольно много эффектных сцен, но мы упомянем две, в которых проявил себя Логан. В одной из них он сражается с Леди Смертельный Удар (Келли Ху), у которой скелет совмещён с адамантиумом, как у Росомахи, а ручки украшают смертоносные когти из металла. В другой сцене героя Хью Джекмана пытается соблазнить Мистик, поочерёдно принимающая облик Сторм и Джин Грей.
Рисунок боя между Росомахой и Леди Смертельный Удар придумал Джимми Эдвардс («Ван Хельсинг»).
Актёры размахивали руками и демонстрировали смертоносные лезвия из пластика. В тех случаях, когда даже пластик был опасен, оружие дорисовывалось на компьютере художниками студии Rhythm&Hues («Жизнь Пи»). Специалисты использовали программы собственной разработки для трекинга, моделирования, освещения и визуализации. Эффект заживления порезов на лицах был достигнут при помощи морфинга в программе Avid's Elastic Reality.
Все основные герои второй серии популярного комикса о Людях Икс
Сцена с трансформацией Мистик в других прекрасных женщин создавалась при участии художников Kleiser-Walczak, колдовавших над внешностью этого персонажа в первом фильме серии. Трёхмерщики построили модели героинь, на которые проецировались текстуры актрис, полученные в результате сканирования. Художники в определённый момент выбирали между этими моделями, которые сменяли одна другую.
Любопытные факты:
1. Художник-постановщик картины Гай Хендрик Дайас подготовил 2000 иллюстраций декораций, локаций и бутафории
2. На создание визуальных эффектов было предусмотрено только 17 недель. Специалисты работали семь дней в неделю
3. Декорация военной базы Уильяма Страйкера занимала 10 400 квадратных метров. Кинематографисты протянули 85 километров электрического кабеля, чтобы осветить даже самые тёмные углы
Трейлер фильма «Люди Икс 2»
«Люди Икс: Последняя битва» (2006)
Режиссёр: Бретт Рэтнер
Производственный бюджет: $210 млн
Мировые кассовые сборы: $459 млн
Количество планов с визуальными эффектами: 900
Эпизод с мостом представляет собой первоклассное сочетание физических и цифровых эффектов
Третий фильм о мутантах снял Бретт Рэтнер, прославившийся комедийными боевиками киносерии «Час пик». Примечательно, что Сингер был не против сесть в режиссёрское кресло ещё раз, при условии переноса даты релиза, но студия не пошла навстречу и наняла другого постановщика. Рэтнер с радостью согласился, поскольку горел желанием снять ещё первый фильм киносерии. Наиболее зрелищные сцены триквела приходятся на заключительную часть картины, когда мутанты перебрасывают мост «Золотые ворота» на остров, где расположена тюрьма Алькатрас. Съёмки этих сцен прошли в Ванкувере.
Для кадров с актёрами декораторы построили бутафорскую секцию моста протяжённостью более 100 метров.
Кадр из фильма «Люди Икс: Последняя битва». Героиня Фамке Янссен стоит на настоящей кучи мусора в окружении компьютерных декораций
Тем не менее, в планах с его переносом фигурирует трёхмерная копия, созданная на компьютере. Окружающий пейзаж также был воссоздан в графике по фотографиям и материалам съёмки, сделанным с вертолёта неподалёку от настоящего моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Этим эпизодом занималась студия Framestore CFC («Золотой компас»), а вот кадры сцены битвы между мутантами обрабатывали кудесники Weta Digital («Хоббит: Нежданное путешествие»). После «Кинг Конга» поставленные перед ними творческие задачи не составили для них большого труда. Для генерирования массовки был использован инструмент Massive Software, визуализация же одного кадра занимала несколько минут. Для сравнения, один кадр с графикой для «Кинг Конга» обсчитывался от пяти до восьми часов.
Шоурил студии Weta Digital, которая создавала финальную сцену для фильма «Люди Икс: Последняя битва».
Любопытные факты:
1. В фильме 56 трупов
2. Оператором-постановщиком картины является Данте Спинотти («Джонни Д.»), сменивший Филиппа Русло («Шерлок Холмс»), который не нашел общий язык с Бреттом Рэтнером. Русло был выбором режиссёра Мэттью Вона, который какое-то время занимался разработкой этого проекта.
3. Хью Джекман, Холли Берри и Винни Джонс сыграли вместе в фильме «Пароль «Рыба-меч» (2001).
Шоурил студии MPC, которая также создавала визуальные эффекты для блокбастера «Люди Икс: Последняя битва» Бретта Рэтнера.
«Люди Икс. Начало. Росомаха» (2009)
Режиссёр: Гэвин Худ
Производственный бюджет: $150 млн
Мировые кассовые сборы: $373 млн
Количество планов с визуальными эффектами: 900
Отдельный фильм о Росомахе хотел снять Бретт Рэтнер, но у него и продюсеров разошлись взгляды на прокатный рейтинг картины. Рэтнер настаивал на взрослом рейтинге R, в то время как продюсеры требовали подростковый PG-13. В конце концов ленту снял лауреат премии «Оскар» за драму «Цоци» Гэвин Худ. Над визуальными эффектами блокбастера корпели художники десяти компаний. По сложившейся традиции, производственные сроки были крайне сжатыми. Например, студия Luma обработала 125 планов со сложными эффектами за рекордные семь недель.
Трейлер фильма «Люди Икс. Начало. Росомаха» (2009)
Полностью компьютерный кадр вскрытия металлической двери. Фотография взята с сайта fxguide.com
Сквозь металлВ ходе эксперимента Росомаха становится обладателем скелета из адамантиума и острых металлических лезвий, которые приходят на смену его «костяшкам». В одной из сцен герой уходит от преследования и вскрывает, как консервную банку, бронированную дверь при помощи своих лезвий. Эти кадры полностью создавались в графике, хотя первоначально кинематографисты собирались снимать настоящую дверь. Художники намеренно стилизовали план под съёмку с плеча.
Лезвия Логана пронзали металлическую плоть двери, как нож фольгу. Именно такого эффекта добивались художники и аниматоры.
Сцена после разрушения атомного реактора. Фотография взята с сайта fxguide.com
Разрушение реактораКульминация фильма приходится на эпизод битвы на заводе с последующим разрушением атомного реактора. Чтобы кадры получились с одной стороны зрелищными, а с другой реалистичными, художники студии Luma побывали в Сакраменто, где поснимали списанные башни охлаждения и функционирующие крупные промышленные предприятия. Помимо этого трёхмерщики Luma в очередной раз проявили себя как прекрасные специалисты по созданию цифровых дублёров. Настоящие актёры фигурируют только на крупных планах и в финальной сцене, следовавшей за обрушением реактора. Для этих кадров их снимали отдельно на хромакейном фоне, после чего интегрировали в полностью компьютерную среду.
Любопытные факты:
1. На роль Гамбита рассматривался Ченнинг Татум, но актёр не смог согласовать рабочий график, поэтому роль отошла Тейлору Китчу («Джон Картер»).
2. Райан Рейнольдс был утверждён на роль Дэдпула без прохождения проб. Такой чести от руководства Marvel до него удостаивался только Уэсли Снайпс, когда получил роль Блэйда, другого персонажа вселенной комиксов.
3. Рабочая версия фильма была украдена и выложена пиратами в Сеть 1 апреля, за неделю до официальной мировой премьеры.
Шоурил студии Rising Sun Pictures, которая делала эффекты для фильма «Люди Икс. Начало. Росомаха» (2009).
«Росомаха: Бессмертный» (2013)
Режиссёр: Джеймс Мэнголд
Производственный бюджет: $120 млн
Мировые кассовые сборы: $306,6 млн (прокат продолжается)
Количество планов с визуальными эффектами: 700
Путь к зрителю второго фильма, посвящённого исключительно Росомахе, был также долог и тернист. Около полугода разработкой проекта занимался Даррен Аронофски, который впоследствии оставил фильм по семейным обстоятельствам. Ему на смену пришёл Джеймс Мэнголд, известный по вестерну «Поезд на Юму» (2007) и драме «Пройтись по черте» (2005). Съёмки переносились несколько раз, пока не было принято окончательное решение снимать в Японии и Австралии. Российскому зрителю «Росомаха: Бессмертный» оказался вдвойне интересен из-за участия в картине Светланы Ходченковой, сыгравшей отрицательного персонажа по прозвищу Гадюка.
«Начинка»: Из чего сделан фильм «Росомаха: Бессмертный»
Росомаха встретил мишку
Трёхмерная модель зверя. Фотография взята с сайта fxguide.com
В начале фильма Логан предстаёт перед зрителем в образе обросшего и немытого бездомного, который любит скоротать дождливый вечер за бутылкой виски у себя в пещере. Неподалёку от жилища нашего героя праздно шатается медведь. Во всех динамичных кадрах нам показывают анимированного на компьютере зверя. Животное создали трёхмерщики студии Weta Digital, построившие модель в Maya и визуализировавшие её в PRman. Шерсть имитировалась в программе собственной разработки. За основу CGI-персонажа была взята аниматронная кукла медведя, изготовленная мастерами Make-Up Effects Group для кадров со смертельно раненным зверем.
Аниматронная кукла медведя. Фотография взята с сайта fxguide.com
Специалисты изготовили куклу размером 3,6 метра, движениями которой управляли три оператора. Создание макета началось с лепки скульптуры и её утверждения у режиссёра. Голова, лапы и зубы были также вылеплены из глины. Позднее по скульптуре отливалась форма. Глаза сделали из резины. Что касается шкуры, это ткань с вручную вставленными волосиками шерсти.
Поединок на крыше поездаНо пожалуй, наиболее захватывающий эпизод происходит в середине фильма, когда Логан сражается с бойцами якудзы на крыше поезда, мчащегося со скоростью 300 километров в час. Конечно же, вживую подобное никто не собирался снимать. Супервайзер визуальных эффектов Мартин Хилл из студии Weta Digital вспоминает:
Разумеется, все мысли о настоящем поезде сразу же улетучились. Актёров решили снимать в студии на хромакейном зелёном фоне, подбрасывая в воздух при помощи системы тросов. Фоновые изображения города сняли на устройство из восьми камер Red Epic, установленных под углом 45 градусов на крыше фургончика, проехавшего по автостраде со скоростью 60 км/ч. Снятый материал дорабатывался художниками на компьютере, которые добавляли в кадры знаки, вывески, дорожные развязки и автомобили. Съёмка производилась с частотой 48 кадров, поэтому было достаточно убыстрить стандартное воспроизведение 24 кадра в секунду в 10 раз, чтобы возникла иллюзия движения со скоростью 300 км/ч. В наиболее «крутых» планах, когда герои подпрыгивали и парили в воздухе, их подменяли компьютерные дублёры.
Сцена битвы на крыше поезда в фильме «Росомаха: Бессмертный»
Любопытные факты:
1. Джессика Бил отказалась от роли Гадюки, которая в итоге досталась Светлане Ходченковой.
2. Механический костюм Серебряного самурая создавался с нуля. На протяжении пяти месяцев над ним работала команда трёхмерщиков из Сиднея. Готовый экзоскелет включает свыше 600 деталей, каждая из которых отдельно была разработана и смоделирована на компьютере, а затем напечатана на 3D-принтере.
3. Декорация Ледяной деревни была тщательно воссоздана в пригороде Сиднея. Художник-постановщик картины Франсуа Одуи основывался на своих впечатлениях от посещения трёх горных деревушек в японской префектуре Нагано.
По материалам: FXguide.com, IMDB, XX Century Fox, CGSociety.org