Венецианский кинофестиваль некогда открыл талант режиссёра Такеши Китано всему миру, до этого Китано был известен западному зрителю больше как актёр. Фильм «Беспредел 2» в конкурсе 69 Венецианского кинофестиваля - продолжение доброй традиции приглашать новые картины этого режиссёра именно в Венецию. Гангстерский боевик сочетает в себе чёрный юмор и сцены гипертрофированного насилия. В интервью Такеши Китано рассказал нам о своём отношении к фильмам о якудза и о своём творчестве в целом.
Такеши Китано: «С якудза всегда всё очень серьёзно»
Фильм Про
Каковы ваши отношения с Венецианским фестивалем?
Такеши Китано
У них долгая история. Но в Венеции я всегда нахожу что-то свежее. Зрители и критики в Венеции всегда ждут очень многого от моих картин. Настолько многого, что я часто ощущаю это давление. Каждый раз перед приездом я спрашиваю себя: «Интересно, в этот раз я сделал фильм, который всем в Венеции понравится?» И каждый раз это какой-то уникальный опыт. Я чувствую огромную благодарность Венеции, но какое же это напряжение всегда!
Фильм Про
Когда ваш герой Отомо в фильме «Беспредел 2» говорит: «Я слишком стар для всего этого», - значит ли это, что мы больше не увидим Отомо в кино? И что помогает не состариться лично вам?
Мир соскучился по невозмутимым гангстерам. Лучше всех их сегодня играет Такеши Китано
Такеши Китано
Знаете, есть такие программы по телевизору – про подводный мир. Там рассказывают, что бывают такие рыбы (акулы, например), которые должны плыть постоянно, иначе они умрут. Так и я. Всё время плыву, остановка - это смерть. Что касается Отомо, то тут всё тоже просто. Если фильм будет хитом, то продюсеры заставят его вернуться на экран.
Фильм Про
В чём заключается ваше видение кино?
Такеши Китано
Если посмотреть на кино исторически, то перед кино была фотография. Сначала фотографии размножили до такой степени, чтобы создалась иллюзия движения. Потом добавили к изображению музыку. Потом раскрасили фильм во все цвета. Получается, что развитие киноискусства всё время идёт путём добавления новых элементов к тому, что было прежде. Но есть и другая сторона. Я всё время размышляю о том, как вырезать всё ненужное: движения, звуки, музыку. И многие думают о том же. Получается, что эти два вектора сосуществуют в кино.
Фрагмент фильма «Беспредел 2»Такеши Китано иногда снимается в чужих фильмах. Кадр из «Джонни Мнемоника»
Фильм Про
Что делает якудза такими забавными? И как они реагируют на своё изображение в ваших фильмах?
Такеши Китано
Я считаю, что фильмы о якудза похожи на военные фильмы. Якудза, подобно солдатам, рискуют своей жизнью. Только солдаты делают это ради своей страны, а якудза – ради самих себя. Несмотря на эту разницу, персонажи и там, и там каждый день сталкиваются с выбором между жизнью и смертью. Меня это всегда потрясало. Мне не кажется, что якудза очень умны. Комизм всегда проступает там, где есть переизбыток серьёзности, а в случае с якудза всегда всё очень серьёзно. Насколько мне известно, представители якудза раньше положительно реагировали на мои фильмы. Но недавно вышел закон, по которому обычному человеку запрещается общаться с гангстерами. Поэтому у меня не было возможности поболтать с ними и узнать их мнение.
Фильм Такеши Китано «Куклы» долгое время был лидером артхаусного проката в России
Фильм Про
Что в вашей жизни значат такие понятия, как «месть», «власть», «преданность»?
Такеши Китано
Месть – это не значит, что я наношу вред тому, кто навредил мне. Тут всё иначе. Скажем, я не сразу стал популярным телекомиком, мне для этого понадобились годы. За это время накопилось прилично людей, которым я мог захотеть мстить. Во всяком случае, любить их у меня не было никаких причин. Но вместо того, чтобы атаковать этих людей тем или иным образом, я старался работать ещё упорнее. В результате почти все шоу на сегодняшнем японском ТВ имеют своими прародителями те шоу, которые я делал в 80-е. И мне, как комику, сознавать это – лучшая месть, которую только можно представить. То же и с режиссурой. Когда я много лет назад привёз в Венецию свой фильм «Фейерверк», никто на родине, кроме маленькой группы преданных поклонников-синефилов, не воспринимал мою работу серьёзно. Фильм получил «Золотого льва», и после этого отношение ко мне у всех резко изменилось. Это тоже была сладкая месть. Насчёт преданности – я не знаю. Может быть, приверженцы Каддафи были очень верны ему, но как только он потерял свою власть, они отвернулись от него. Поэтому преданность – это относительное понятие. А власть – это что-то, что ты получаешь, а потом оно от тебя уходит. Нечто преходящее. Положиться на власть нельзя. Вы знаете, что когда в Японии был проведён опрос, кого японцы хотят видеть премьер-министром, многие назвали меня? Представляете, как глупость?! Как можно такого, как я, помыслить во главе нации?
Фрагмент фильма «Фейерверк»Ремейк самурайского боевика «Затойчи» позволил Китано сменить костюм гангстера на кимоно слепого воина с мечом
Фильм Про
Насколько ваше изображение насилия отличается от типично японского?
Такеши Китано
Мой метод обусловлен больше моим личным вкусом, чем амбициями. Если вы возьмёте классические фильмы о якудза 60 – 70-х годов, то увидите, что там много музыки, драматизма и масштабных сцен с боями, которые ведут к финальному поединку. Я же стараюсь всё сделать минималистично, до последнего вырезаю всё, без чего можно обойтись, - чтобы придать сценам твёрдость, жёсткость. Например, я «лишаю» гангстеров их семей, друзей, личной жизни, дополнительных эмоций. В диалогах это есть, но на экране не показано. То же и с музыкой. Я старался, чтобы её не было заметно, и она не отвлекала на себя внимание.
Фильм Про
Как ваш стиль изменился за прошедшие годы?
Такеши Китано
Я бы сказал, что он стал более дружественным к зрителю. Раньше я делал меньше кадров, и они были длиннее, и планы был более общими. В последние годы я делаю больше кадров средней длины. В «Беспределе 2» камера часто движется , а раньше я себе такого не позволял. Раньше моя камера всегда стояла на месте.