В Омске с успехом прошёл Первый Национальный кинофестиваль дебютов «Движение», жюри которого возглавлял режиссёр Василий Сигарев. Программным директором фестиваля был известный журналист и кинообозреватель Стас Тыркин. «Фильм Про» побеседовал со Стасом Тыркиным о новом фестивале.
Стас Тыркин: "У нас амбициозный фестиваль. Это правда"
Сергей Сычев
Формат фестиваля предполагает довольно широкую трактовку понятия «дебют». Это может быть дебют и у режиссёра, и у оператора, и у актёра. Скажите, в программу "Движения" можно вписать любой фильм, который будет дебютом для любого, кто в нём принял участие?
Стас Тыркин
Когда мы готовили этот фестиваль, а готовили мы его на огромных скоростях, мы попутно пытались сами для себя нащупать тот формат, в котором нам комфортно было бы работать. Поэтому мы изначально расширили площадку для игры. Но, по факту, конкурс получился вполне традиционным: все фильмы, в той или иной степени, режиссёрские дебюты. Я делаю оговорку, потому что «Море» - вторая работа, что в России тоже считается дебютом, а «Салам, Масква» - первый режиссёрский опыт Павла Бардина в производстве сериала. Несмотря на то, что лазейка в виде широкой трактовки формата остаётся, мы вряд ли ей воспользуемся.
Сергей Сычев
Конкурс состоит всего из восьми фильмов…
Стас Тыркин
…потому что мало дней!
Сергей Сычев
Но при этом здесь весьма внушительная внеконкурсная программа. Значит ли это, что сам факт фестиваля главнее конкурса?
Стас Тыркин
Нет, конкурс – это главное, сердцевина. Если её нет, всё теряет смысл. Остальное тоже важно, но это, скорее, мясо, чем скелет.
Сергей Сычев
Дебютов в стране много, значит, выбор в «Движение» шёл с определённым прицелом? Какова политика?
Стас Тыркин
Журнал «Сеанс» написал, что у нас амбициозный фестиваль. Это правда. Нам предлагали механически собрать и показать все дебюты, вышедшие за год, включая вышедшие в прокат. Но, к счастью, эту идею реализует фестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Нам нужно было придумать что-то своё. На нашей фестивальной арене всё очень предсказуемо. «Движение» в этом точно не упрекнёшь. Ни один человек не знал, чего ждать от конкурса, но по факту, насколько я знаю, многие нашли для себя здесь кино по душе. Включая Вячеслава Тельнова, которому, к моему изумлению, понравились едва ли не самые скандальные наши картины. Амбициозность фестиваля, видимо, и в стратегии премьерности. Только три фильма из восьми конкурсных не являются российскими премьерами. Кроме того, вне конкурса несколько премьер мэтров: Лозницы, Серебренникова, Федорченко, Васюкова. Чем, если не премьерами, заманивать прессу, привлекать людей, которые смотрят кино профессионально? Они не приедут в Омск смотреть то, что было в прокате или на других фестивалях.
Сергей Сычев
Однако, как мне показалось, фестиваль более ориентирован на широкого зрителя, а не на профессионалов?
Стас Тыркин
Мы сразу позиционировали себя как зрительский фестиваль. Омск – большой город, который захотел себе такой фестиваль. У нас совсем другой формат, чем у «Кинотавра», так что тут никакой конкуренции нет.
Сергей Сычев
И залы заполнены на три четверти, что кажется почти чудом. Что за зритель в Омске, откуда вы про него узнали?
Стас Тыркин
Про Омск и повадки местных зрителей я не знал ничего. Но менеджментом фестиваля во главе с Полиной Зуевой и Ольгой Тумасовой, неоднократно здесь бывавшими, проводится огромная работа по информированию населения: флаеры, растяжки, 20-метровые баннеры, печатная продукция. Мы с Артёмом Михалковым встаём в 7 утра (4 утра по Москве) и идём на местное радио, чтобы в течение часа рассказывать людям про фестиваль. Местная пресса на все лады пережёвывает цифры фестивального бюджета. Но деньги – они все здесь. 65 фильмов, наружная реклама, привоз гостей, декорации, гостиница, концерты, вечеринки, бесплатные билеты в кино. Думаю, есть некоторая разница в проведении фестиваля в Сибири и на Арбате.
Сергей Сычев
Какой самый интересный опыт получен вами во время работы над фестивалем?
Стас Тыркин
Мне было интересно раскладывать этот пасьянс. Карт на руках в этом году было немного, потому что мы делали фестиваль в первый раз, никто ничего не знал ни о нём, ни о формате, он не очень удобно расположен по датам. Но мы счастливо избежали участи фестиваля, довольствующегося отбросами с других фестивалей. «Движение» радикализирует летаргическое фестивальное движение в России, которое на глазах впадает в спячку.