Проект Мэла Гибсона об Иуде Маккавее, одном из вождей еврейского народного восстания против греков во II веке до н.э., был отложен студией Warner Bros. на неопределённый срок. Студия осталась недовольна сценарием Джо Эстерхаза. Но эта, казалось бы, рабочая ситуация, стала причиной открытого конфликта между автором сценария и Мэлом Гибсоном, которые начали открытую переписку в прессе.
Скандал с проектом Мэла Гибсона
Джеймс Космо и Мэл Гибсон в оскароносном фильме «Храброе Сердце» (1995)
По словам Мэла Гибсона, он вынашивал
историю восстания Иуды Маккавея более 10 лет, и студия Warner Bros. сначала очень заинтересовалась проектом – первая презентация заявки состоялась в сентябре 2011 года. Но в середине марта, ознакомившись с черновым вариантом сценария Джо Эстерхаза («Основной инстинкт», «Шоугёлз»), студия не нашла в нём необходимой «одухотворённости и пафоса» и решила отложить работу над проектом.
Иуда Маккавей поднял восстание евреев против греков, которые пытались заменить иудейство язычеством. Поражение и последующее изгнание греков со временем стали отмечать священным праздником Хануки.
Дело оставалось за Гибсоном – как идейный вдохновитель он должен быть принять решение: перерабатывать сценарий с Эстерхазом, нанять нового автора, писать самому или вообще забыть об этой истории. Но, похоже, сейчас ни одна история с Мэлом Гибсоном не может обойтись без скандала. На сайте
The Wrap сразу появилось письмо Эстерхаза, адресованное Гибсону, в котором сценарист упрекает Гибсона за некрасивое и непрофессиональное поведение по отношению к работе Эстерхаза и даже обвиняет его в антисемитизме:
Фильм Гибсона «Страсти Христовы» (2004) с трудом разрешили выпустить в прокат - его одобрял сам Папа Римский
9-страничный текст письма Эстерхаза, который можно посмотреть
здесь, подробно описывает характер и поступки Гибсона, включая истории с вождением в пьяном виде, драки и скандалы с бывшей женой Оксаной Григорьевой. Но его суть сводится к тому, что после заключения студии Warner Bros. Гибсон не связался с Эстерхазом, хотя сценарий писался специально для него. В конце своего послания Эстерхаз просит Гибсона «поступить честно» и хотя бы вернуть ему сценарий (в моральном и юридическом смысле), потому что сам Эстерхаз очень любит историю Маккавея и, действительно, мечтает снять о нём фильм.
Ответ Гибсона был более краток и сдержан:
Если отношения между Гибсоном и Эстерхазом окончены, то судьба проекта остаётся туманной. Судя по ответу Гибсона, он не собирается отдавать Эстерхазу права на отвергнутый сценарий о Маккавее. Поэтому либо дело дойдёт до очередного громкого судебного разбирательства, либо один из проектов со временем исчезнет с лица земли, либо через несколько лет в прокат выйдет два фильма с одинаковым сюжетом.