Трейлер к фильму «Портрет в сумерках»
Начиная с конца 1990-х гг., режиссеры всего мира стали увлекаться работой с видеокамерой и фотоаппаратом. Первооткрывателем в этом нелегком деле стал экспериментатор и провокатор Ларс фон Триер, его лента «Идиоты» в 1998 году произвела фурор на Каннском кинофестивале. У режиссёра появилось множество последователей. Однако фильмы, представляющие коммерческую ценность, стали появляться недавно.
Оператор Ибен Булл во время съёмок «Портрета в сумерках»
Осенью на 25 копиях в прокат выходит жесткое женское кино «Портрет в сумерках». Эта картина, снятая на фотоаппарат, уже получила несколько наград российских и западных кинофестивалей, она закрывала фестиваль Андрея Плахова «Осенняя эйфория».
Проект кинокомпании «Барабан» выходит в крайне ограниченный прокат, но для картины, судьба которой могла быть ограничена спецпоказами и тысячами просмотров на YouTube, и это прорыв.
Продюсеру картины Ольге Дыховичной и режиссеру Ангелине Никоновой удалось сэкономить на производстве и продвижении (бюджет картины составил рекордные $ 300 тыс.), но при этом сделать качественное кино. Более того, французская дистрибьюторская компания Rezo films дала эстимейт (примерную начальную цену, прогноз) продаж «Портрета в сумерках» на международных рынках. Прогнозы европейских прокатчиков более чем оптимистичны.
Комплект техники, состоящий из хорошего фотоаппарата, объектива и плечевого упора - 250 тыс. руб; цена цифровой камеры Red One - 600 тыс; кинокамеры стоят от 8 млн. руб.
Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова надеются, что их пример может послужить молодым людям стимулом к тому, чтобы не гнаться за инвесторами, не ходить по кабинетам больших телепродюсеров, а пытаться снять фильм собственными силами. О своих планах рассказывает Ангелина Никонова:
Кадр из фильма «Явление природы»
Ещё одним удачным примером синергии фототехники и кинопроизводства можно назвать картину «Явление природы». На «Кинотавре» лента, снятая на Canon Mark II, завоевала приз за лучшую операторскую работу. Роман Васьянов, один из самых высокооплачиваемых профессионалов страны, работал до этого с Валерием Тодоровским на фильме «Стиляги».
Роман Васьянов делится мыслями о своём недавнем опыте - по его словам, главное отличие этого труда от работы над высокобюджетным фильмом заключалось в ограниченных технических средствах. Создатели фильма не использовали ни кранов, ни тележек, ни киноштатива. Картину снимали в основном с фотоштатива, и по методике съемки это было больше похоже на телеспектакль, чем на кино. Хотя все съёмки проходили на натуре. Почти весь свет кинематографисты создавали пенопластами и отражателями.
Полупрофессиональный фотоаппарат Canon Mark II, сегодня можно купить за 90 тыс. руб. Впрочем, по мнению экспертов, снимать видео им нужно только там, где нужен акцент на передний план или перемены фокуса.
Некоторые эксперты не в восторге от технической стороны вопроса, они замечают недостатки в процессе съемки на фотоаппарат, каким бы дорогим и профессиональным он ни был. Глубина цвета недостаточна, второй план выходит слишком размытым, да и разрешение самой картинки оставляет желать лучшего. Они уверены: операторы работают на цифре не потому, что им нравится, а потому, что продюсеры экономят деньги.
Им возражают оптимисты из кинематографической среды, считающие, что финансовая независимость поможет кино, и прокат станет совсем другим. О будущих изменениях на кинорынке рассказывает режиссёр картины «Портрет в сумерках» Ангелина Никонова:
Впрочем, даже крупные мейджоры и телеканалы позволяют себе снять некоторые сцены в своих фильмах и сериалах на фотоаппарат. И явно не из целей экономии. Так вещательная корпорация NBCUniversal сняла седьмой сезон «Доктора Хауса» на Canon Mark II. А самый финансово успешный режиссёр и продюсер США Стивен Спилберг также снял на Canon Mark II целых 40% «Приключений Тинтина».
Фрагмент фильма TimeScapes
Казалось бы, кино о животных или природе требует большого бюджета, особой мобильности сразу двух съёмочных групп и применения дорогих компьютерных спецэффектов. Тем больше удивляет картина TimeScapes, снятая в 2010 году. Это фильм о природе в ускоренной, а иногда и замедленной съемке, снятый американским фотографом и режиссёром Томом Лоу (Tom Lowe) и его друзьями. Группа больше года путешествовала по юго-западу Америки в поисках захватывающих кадров для своего фильма и нашла их! Большинство кадров фильма снято на фотоаппарат Canon 5D2, а другая часть - на камеру Red MX.
Этой осенью на фестивале независимого кино «Санденс» произошло знаковое событие: американский независимый фильм «Как сумасшедший» (Like Crazy) не только взял главную награду фестиваля, но и был куплен студией Paramount Pictures за $4 млн. В главной роли в фильме снялся Антон Ельчин, восходящая звезда Голливуда. Самое удивительное и пожалуй, радостное в этой истории то, что фильм был снят на фотоаппарат Canon Hot Rod 7D-PL и в производстве стоил $250 тыс.
Трейлер фильма «Как сумасшедший» (Like Crazy)
В американский прокат картина выходит 28 октября, и пока аналитики предсказывают ей хорошие кассовые сборы. По крайней мере, сделка по покупке прав на фильм «Как сумасшедший» уже стала одной из самых нашумевших за последние пару лет. Молодые независимые кинематографисты крайне выгодно продали свое детище большому голливудскому гиганту.