«Ирония судьбы» положила начало традиции новогодних телефильмов в СССР
Самое распространённое чудо в новогодних картинах непременно связано с любовью. Больше всего в зимний день перед Новым годом людям хочется тепла и понимания. А одинокие люди особенно переживают своё одиночество именно под Новый год. И поэтому с ними, как правило, и происходят невероятные события, бытовые, странные случайности, оборачивающиеся обретением нового чувства. И главное место здесь занимает отечественный хит - «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
У странного обстоятельства – подвыпивший герой открыл чужую квартиру в Ленинграде своим ключом от московской квартиры, есть реальное мультипликационное объяснение в начале картины. И все дальнейшие новогодние приключения Жени Лукашина укладываются в определение «бытовые чудеса». Все, кроме так неожиданно возникшей любви, которая всё-таки получила продолжение в первый же день начавшегося года. И эпитет «бытовое» с этим простым, человеческим чудом никак не вяжется.
После успеха «Иронии судьбы» советское телевидение стало выпускать по фильму к каждому Новому году. Такими «новогодними» фильмами стали «Соломенная шляпка», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен».
«Товарищи! Пришёл Новый год. Я желаю вам, чтобы в этом, новом году у вас всё было по-новому». До исправления воров-рецидивистов осталось совсем немного
Фильм Олега Янковского и Михаила Аграновича «Приходи на меня посмотреть» тоже о том, как две женщины, старая мать (Екатерина Васильева) и её одинокая дочь (Ирина Купченко), оказались за одним столом с незнакомцем. Героиня Купченко пускает его в дом случайно, но мать принимает его за жениха дочери, и остановить последующий за этим поток недоразумений уже невозможно. В Новый год люди вообще становятся более общительными и открытыми. И зачастую в эту ночь посторонние люди оказываются им ближе, чем все остальные.
Но не все чудеса связаны с любовью, иногда они просто обращаются к переменам, происходящим в душе человека. В Новогоднюю ночь к не очень хорошим героям приходит озарение, и они понимают, как неправы они были весь предыдущий год.
Кадр из фильма «Чародеи». Актриса Екатерина Васильева была завсегдатаем советских фильмов и телефильмов, выходящих под Новый год
Яркий тому пример - комедия «Джентльмены удачи», которая меньше всего похожа на классический новогодний фильм, хотя действие её и разворачивается на фоне предновогодней лихорадки.
В финале три незадачливых героя вместе с «Доцентом» собираются у Новогодней ёлки на даче у «барыги»-геолога. И тут преступники решают, что больше не хотят вести воровскую жизнь, иными словами они «перевоспитываются». Естественно, их ждёт заслуженное наказание, но на глазах у зрителя в каждом из героев происходит обнадёживающая перемена.
Об этом же «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. В сатирическом ключе она изображает чиновника в исполнении Игоря Ильинского, который никак не может забыть, что он - официальное лицо и постоянно мешает народу веселиться.
Студия Bazelevs готовит ремейк фильма «Джентльмены удачи», планируя выпустить картину аккурат под Новый год – 27 декабря.
Дебютный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956 год) с его свободной и радостной молодёжью был одним из главных символов хрущёвской оттепели. Не случайно он вышел в год знаменитого ХХ съезда КПСС
Но даже он в финале расплывается в счастливой улыбке и понимает, что Новый год – просто праздник, созданный для того, чтобы люди стали чуточку счастливее, а карнавальная ночь не место для политических дискуссий.
В новогодних картинах, где властвует обыкновенное чудо, иногда вплетаются элементы волшебства или чего-то сверхъестественного. Ночь-то непростая! В фильме «Чародеи» чудес предостаточно – герой Александра Абдулова проходит сквозь стены, кот разговаривает, заклятья разлетаются во все стороны, старики молодеют, а волшебная палочка переходит из рук в руки. В общем, дела в институте «НУИНУ» творятся почище, чем в Хогвартсе. Но всё это лишь сказочный антураж, он больше запутывает людей, чем реально им помогает. Истинные чудеса вместе с любовью опять же расцветают в душе героев, а бой курантов расставляет всё по местам.
Новогодняя «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова стала самым кассовым российским фильмом 2008 года. Общий кассовый сбор ленты составляет более $55 млн., из них в России - около $49 млн.
Новогодняя экранная пара - Артур Смольянинов и Анна Старшенбаум
Паранормальные события случаются и в телефильме «Эта весёлая планета», где на Землю спускаются Игрек (Леонид Куравлёв), Икс (Александр Вокач) и Зет (Екатерина Васильева) и попадают сразу в зону массовых гуляний по случаю Нового года. Но из-за карнавала все принимают их за обычных людей, и в финале - внешнее чудо приводит к внутреннему.
Новое российское кино пытается аккуратно ломать устоявшиеся советские новогодние стереотипы, и привлекает на свою сторону символы Рождества. При этом от Нового года оно тоже не отказывается. Яркий тому пример фильм Веры Сторожевой «Мой парень - ангел», где героиня 31 декабря встречает своего ангела-хранителя в лице Артура Смольянинова.
Но встречается в нашем кино и такое, когда чудес в новогоднюю ночь, увы, не происходит. Точнее, их происходит слишком много и мужичок, который от жадности неустанно кричит «Маловато!» в итоге оказывается у разбитого корыта. Именно это и случается в пластилиновой новогодней истории Александра Татарского «Падал прошлогодний снег» о поисках ёлочки. Но это всё мультики, а в серьёзных художественных фильмах и телефильмах о столь лирическом и тёплом событии, как встреча Нового года, такое недопустимо.
С Наступающим!
У Тимура Бекмамбетова, занявшего в новом русском кино приятную нишу новогодних фильмов, чудеса тоже не переводятся. А десять выходных праздничных дней - благодатная почва для кассовых сборов.
На смену первым «Ёлкам», снискавшим любовь зрителя, пришли «Ёлки 2», где опять есть место бытовым российским чудесам, когда кто-то находит свою любовь, «мирятся все, кто в ссоре», плохие добреют, добрые веселеют, а сказка становится ближе.