Винсент Прайс - мастер ужасов, в начале 60-х он снимался у Роджера Кормана в экранизациях самых зловещих новелл Эдгара По
Фактически, с короткометражки «Винсент», которую Тим Бёртон создавал на пике своих сложных отношений со студией «Дисней», где числился сотрудником, и началась история его застенчивых, одиноких, мучимых страданиями и непониманием персонажей. Мультфильм был снят по технике покадровой съёмки, а закадровый текст читал кумир Тима Бёртона - актёр Винсент Прайс.
Собственно, именно с ним и ассоциировал себя маленький герой, увлечённый рассказами Эдгара По. Этот мультфильм, конечно, совсем не укладывался в диснеевский формат, а концовка казалась им слишком мрачной, но зато он положил начало самостоятельной карьере Бёртона. Сам режиссёр не считает финал своего мультфильма, снятого в духе немецкого экспрессионизма, страшным, герой просто «перенёсся в свой прекрасный мирок грёз».
«Мне кажется, большинство монстров воспринимаются, по сути, неправильно: обычно они гораздо чистосердечнее, чем люди, которые их окружают»
Клип, который режиссёр создал на песню немецкой группы ASP - Me, чётко вписался в готический, романный стиль музыкантов, но при этом Бёртон снял мультфильм абсолютно в своём духе. Несчастный юноша, обитающий в мрачном замке, теряет свою возлюбленную и под гнётом страданий сам превращается в монстра, а, может, он с самого начала и был тем чудовищем, которое и погубило её? Герой Бёртона всегда узнаваем: именно таков Суини Тодд - демон-парикмахер с Флит-стрит, да и вампир Барнабасс Коллинз из «Мрачных теней» недалеко ушёл от этого доведённого Бёртоном до совершенства образа. При этом в клипе-рассказе присутствуют и все атрибуты творчества группы ASP, чьи пять альбомов образуют цикл «Чёрная бабочка», - это тёмная башня с запутанными ходами и лестницами, главный герой ASP и его тёмная сторона - вампироподобное существо, которое символизирует Чёрная бабочка, вступающее в противостояние со светлой стороной своего хозяина.
«Ты видишь, как кто-то проходит через муку и боль, отождествляешь себя с ним, и это оказывает терапевтическое воздействие: чувствуешь облегчение, при этом появляется некая связь с увиденным».
Выставка - всего лишь способ проникнуть в загадочный, полный ужасов и юмора, мир Тима Бёртона. Каждый новый фильм Бёртона можно считать ещё одним шагом режиссёра к пониманию самого себя. И чем больше мы узнаём о художнике, тем более необъяснимым становится феномен его личности. Можно искать ответы в его детстве, которое прошло в благообразном Бербанке 50-х, или юности, когда он мучился в незримой тюрьме, стенами которой были его собственные странности. Однако, в прошлом Бёртона не было никаких сверхпотрясений или из ряда вон выходящих событий:
Может, это и есть ответ: Тим Бёртон не перестаёт дурачиться, жить так, как он хочет и не взрослеть, то есть, вообще не рассматривать такого понятия - «взросление». Иначе, почему при всей своей изощрённости Бёртон невероятно прост и понятен каждому?