Дебютная работа Романа Каримова «Неадекватные люди» понравилась и зрителям, и критикам. Такое бывает не часто. Все заговорили о появлении нового режиссёра, способного создавать качественное и современное кино. Шестого октября Роман Каримов представит свою вторую работу, чёрную комедию «Вдребезги». О том, как стоит воспринимать его новый фильм и какие у него планы на будущее, Каримов рассказал в интервью Фильм Про.
Роман Каримов: «Смотри-ка, я пнул кошку!»
Фильм Про
Точное попадание в аудиторию - ваше кредо? Это спонтанно выходит, или вы каким-то образом это просчитываете? В случае с «Неадекватными людьми» у вас это получилось отлично.
Роман Каримов
«Неадекватные люди», в отличие от «Вдребезги», фильм более широкого формата. Его аудитория от 12 до 80 лет, он понравился даже старшему поколению. А эта картина для молодых ребят от 18 до 30 лет. Для восприятия этого фильма от зрителя требуется некая безответственность, оторванность, может быть, даже разгильдяйство, готовность принять те фишки и шутки, которые расставлены по всему фильму. Такой зритель не будет воспринимать происходящее в кино всерьёз.
Есть обычные комедии, где юмор немного идиотский, что ли, а есть такие, где юмор заложен в самой ситуации. И если актёры в этих ситуациях играют с серьёзными лицами, то не слишком разборчивого зрителя это может обескуражить. Но если зритель с бэкграундом, смотрел определённый набор фильмов и, в принципе, не глупый человек, то он сразу поймёт всю абсурдность этих ситуаций. Я уверен, что именно такой зритель распознает юмор, которого, на первый взгляд, в фильме, может, и нет.
Фото к постеру фильма «Неадекватные люди». Главных героев играют Ингрид Олеринская и Илья Любимов
Фильм Про
То есть, после «Неадекватных людей» вы намерено ушли в молодёжную аудиторию?
Роман Каримов
Не совсем. «Вдребезги» я делал для себя. Это из разряда безответственного кино, когда ты делаешь фильм, который понравился бы лично тебе. Не мне как кинематографисту и режиссёру, а мне как зрителю. Я люблю яркое, задорное, непредсказуемое, полное экшна кино, которое ломает шаблоны. Когда ты не знаешь, что произойдёт дальше, куда тебя заведёт история, когда ты не можешь её предсказать.
А «Неадекватные люди»… Я, скажем так, ими профессионально горд, но при этом я никогда не стал бы их смотреть, мне такое кино вообще не близко. Я его делал специально, чтобы разогреть аудиторию, чтобы заявить о себе, чтобы ко мне хорошо относились в индустрии.
Если бы я начал с фильма «Вдребезги», то я бы отсёк большую часть людей от себя, все бы подумали: «А, он работает на молодёжь, это его территория, пусть он там и живёт в дальнейшем. Мы будем предлагать ему такие проекты, мы будем его ассоциировать именно с этим контентом». А так, я захотел - и сделал романтическую комедию. Захотел - сделал чёрную, убойную комедию, в которой перепробовал все стилистики, которые только возможны.
Фильм Про
Понятно, что это чёрная комедия, что всё несерьёзно. Но после просмотра вашего фильма многие могут обвинить вас в пропаганде насилия, например. Точно так же, как после просмотра «Неадекватных людей» многие решили, что речь идёт о развращении малолетних.
Роман Каримов
Не знаю, это, наверное, те люди, которые, посмотрев на Пяточка и Винни-Пуха, подумают, что это пропаганда свиней и медведей. Что я могу поделать, если у людей есть проблемы. Много чего можно подумать.
Фильм Про
И всё же во всех ваших фильмах звучит тема агрессии. Главный герой вашего первого фильма подвержен аффектам, а в новом фильме у вас вообще превалирует насилие, хоть и несерьёзное. Для вас это что-то значит?
Роман Каримов
Вот об этом я и говорю, когда рассуждаю о том, подготовлена аудитория или нет. Судя по тому, что ты задаешь этот вопрос, у меня ощущение, что ты как раз можешь оказаться неподготовленной.
Фильм Про
Почему же? Я с удовольствием смотрю фильмы Тарантино, тот же «Килл Билл». И я прекрасно представляю, что меня ждёт в вашем фильме.
Фото со съёмочной площадки картины «Вдребезги». Роман Каримов и один из продюсеров фильма Михаил Кукушкин
Роман Каримов
Мой фильм сложнее для восприятия, чем «Килл Билл». В том смысле, что у Тарантино очень много условности. А у меня, на первый взгляд, всё очень реально. Но ты чувствуешь, что-то не то, как-то не так. Раз – кого-то убили, раз – кого-то убрали. Думаешь - почему, как? Это же не по правилам, такого не бывает в фильмах! Начинаешь волноваться и сразу перестаёшь воспринимать это с нужной лёгкостью. Вот, в чём может быть проблема.
Потом происходит обратный процесс, наступает озарение, это ведь кино! И всё опять становится смешно. Ты начинаешь общаться с режиссёром. Он тебе говорит: «Смотри-ка, я пнул кошку». Ты начинаешь возмущаться: «Зачем ты пнул кошку?!» - «А просто так» - «Что дало это фильму?» - «Да, ничего не дало». И таких вещей в фильме очень много, они сделаны исключительно ради выплеска энергии.
По поводу насилия. «Вдребезги» - один из самых неагрессивных фильмов своего жанра. Например, «Криминальное чтиво» или «Старикам здесь не место» Коэнов - гораздо более агрессивны. Просто эти три условные истории поданы максимально реалистично. Но в конце фильм бьёт лопатой по голове, и в этом тоже есть антинасильственный посыл.
Фильм Про
И что это за «лопата»?
Роман Каримов
Месседж довольно простой и ясный. В конце все люди, которые одерживают верх в этих разных историях, встречаются с такими же, как они. Смысл - сколько ты не броди, не унижай, не подводи, не убивай людей, в конечном итоге, ты всё равно напорешься на себе подобных и превратишься в жертву.
Фильм Про
Волчья такая философия…
Роман Каримов
Волчья? Почему?
Фильм Про
Если ты кого-то жрёшь, то рано или поздно тебя тоже кто-то сожрёт.
Роман Каримов
Да. А какой она должна быть?
Фильм Про
Я не знаю, какой она должна быть, но эта мне кажется жестокой.
Кадр из фильма «Вдребезги». Одна из частей фильма посвящена сбежавшим из психушки девушкам-убийцам
Роман Каримов
Тогда было бы неинтересно смотреть…
Фильм Про
К «Неадекватным людям» вы написали саундтрек сами. Как обстояли дела с музыкой к «Вдребезги»? Для фильмов подобного жанра музыка играет первостепенную роль.
Роман Каримов
Музыку к «Неадекватным людям» на 80% я написал сам. А здесь около 40% мы сочинили вместе с композитором Константином Чалых, он играет в группе «Мои ракеты вверх». Всё остальное – заимствованная музыка.
В первой истории много южнокалифорнийского «стоунера» (stouner), во второй - звучит псевдостарый хоррор, такие сатанинские напевы, и в месте, где работает диджей, есть немного «дапстепа» (dubstep), такого трендового направления. В третьей истории, похожей на детективные французские фильмы 60-х-70-х годов, играет чилаут (chillout), мягкий фанк и прочее. В конце - очень много гитары, фонов, шумов, дребезжаний.
Фильм Про
А с каким направлением в кино вы себя ассоциируете?
Роман Каримов
Ни с каким. Моё направление – делать то, что я не делал раньше, чтобы не было скучно. Меня всё время бросает в разные стороны. Мне интересно пробовать, важен сам эксперимент. И даже если что-то получилось удачно, я не буду к этому возвращаться. Но для меня большое значение имеет качественный сценарий.
Фильм Про
А есть ли у вас уже сейчас какая-то идея, какой-то сценарий, который вы бы хотели воплотить?
Роман Каримов
Есть такая книга - «Почему нет рая на Земле» известного еврейского писателя Эфраима Севела. И есть права на её экранизацию. Я с детства очень люблю эту книгу, она про детей, и я хотел бы её поставить. Действие происходит перед войной, где-то конец 30-х годов. Роман о жизни, о том, как к детям приезжает цирк, как они влюбляются в одну девочку, как они щенят спасают, нищим помогают. Замечательная книга, очень гуманная. Формат такой же, что и у «Неадекватных людей». То есть, для тех, у кого есть сердце.