Новый фильм Карена Шахназарова с рабочим названием «Белый тигр» снимается в эти дни под Москвой. Литературной основой картины стал роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», однако книжный бестселлер был радикально переработан для сценария. ФильмПро побывал на съёмочной площадке первой военной киноленты Шахназарова и побеседовал с мэтром отечественного кино.
Карен Шахназаров и 200 танков в Подмосковье
Фильм Про
От фильмов о Великой Отечественной, как и в целом от фильмов о войне, всегда ждут красивых батальных сцен. У вас в картине такие будут?
Карен Шахназаров
Мы одну уже сняли. Будет ещё две. Просто мы не делаем на этом акцент. Но без танковых боёв обойтись нельзя. У нас задействовано довольно много техники - больше, чем обычно. Но всё дело в том, что в реальности танковые бои выглядят совсем не зрелищно. Танки всегда сражались на больших расстояниях: 500 метров считалось уже слишком близкой дистанцией. Если показывать такой бой реалистично, то на экране будут маленькие точки с огромным пространством между ними. Поэтому мы нащупываем свой стиль, чтобы показать динамику и масштаб грандиозного движения железа.
У нас на студии "Мосфильм" много действующих танков, поэтому задача не такая уж трудная. Мы, к счастью, сохранили довольно большую военно-техническую базу, совершенно уникальную не только в России и СНГ, но, я думаю, и во всём мире. Более двухсот машин, и все на ходу, даже стрелять могут. Их мы и снимали. Тут одних «тридцать четвёрок» больше тридцати. А также все виды боевой техники. Разве что немецких танков нет. Впрочем, есть немецкий бронетранспортёр. Пушки есть, и они тоже стреляют.
Роман Ильи Бояшова представляет из себя хитроумное скрещение книги Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» и образов Великой Отечественной войны.
Режиссёр инструктирует Алексея Верткова, как играть роль чудом выжившего солдата
Фильм Про
Какие ещё ресурсы «Мосфильма» использовались для работы над «Белым тигром»?
Карен Шахназаров
Практически всё, что мы накопили за последние годы на студии, было задействовано. И военно-техническая база, и все остальные средства: камеры, звук – всё наше.
Фильм Про
А знаменитая площадка с брусчаткой, которую вы создали для «Всадника по имени смерть»?
Карен Шахназаров
Мы сейчас там строим декорацию. Одну улицу переделываем под немецкий город. Так что теперь там будет не старая Москва, а наполовину Москва, наполовину – немецкий разрушенный город.
Фильм Про
Словом, всё делаете сами, кроме, наверно, обработки плёнки?
Карен Шахназаров
Почему? У нас есть своя студия, которая пока неплохо работает. Только по компьютерным спецэффектам приходится нанимать дополнительных специалистов. Хотя у нас есть все необходимые технологии, но, вы же понимаете, те люди, которые разбираются во всех этих компьютерных делах, - свободные художники. Они переходят с проекта на проект и долго нигде не задерживаются.
Фильм Про
В фильме будет много компьютерной графики?
Карен Шахназаров
Много не будет. Я вообще не слишком большой её сторонник. Я считаю, что есть компьютерные фильмы, где стоят одни задачи, а есть другие фильмы – стремящиеся к достоверности. Например, мне за последнее время из фильмов о войне очень понравилась картина Клинта Иствуда «Письма с Иводзимы». Я в нём не увидел компьютерной графики, да она там и не нужна. Кино о другом. Так же как и в «Тонкой красной линии». А есть другие фильмы, вроде «Пёрл Харбора», где такой графики много. Мы на это упор не делаем, хотя какие-то спецэффекты придётся добавить.
Сюжеты романа Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» и фильма Карена Шахназарова не вполне совпадают. Литературная история подверглась значительной переработке.
Фильм Про
То, что вы собрали под одной крышей весь производственный цикл, значительно удешевило бюджет картины?
Карен Шахназаров
Очень серьёзно удешевило. Я пока не могу говорить о цифрах или процентах, но пока наши затраты очень отличаются от тех, о которых я постоянно слышу от моих коллег. Во всяком случае, по военным фильмам - точно. Общий бюджет составит, как предполагается, 10-11 миллионов долларов, максимум – 12.
Виталий Кищенко играет в «Белом тигре» одну из главных ролей
Фильм Про
Не так уж мало для нашего кино…
Карен Шахназаров
Не знаю. Люди тратят по 30, по 80 миллионов. А у нас, может, ещё дешевле получится. Для такой картины это немного.
Фильм Про
Почему съёмки фильма запланированы на целых полгода? С чем это связано?
Карен Шахназаров
Это тоже не так много. Я всё пытаюсь и не могу себе представить, как кто-то снимает по 3-4 года. А у нас к тому же есть фактор сезонности. Такую картину не снимешь как «Палату №6», за месяц.
Фильм Про
Каких интересных локаций на натуре стоит ждать?
Карен Шахназаров
Мы всё снимаем под Москвой. Натура очень хорошая, вся около Алабино. Нам очень повезло, что мы такую нашли. Технику вывезти куда-то далеко – задача непростая, а так всё получилось рядом. Мы легко перебрасываем технику туда, куда нужно, причём в больших количествах. Удобно, быстро.
Фильм Про
Почему вы не стали снимать фильм в сотрудничестве с другими странами, как копродукцию?
Карен Шахназаров
Мне не хочется быть зависимым. В копродукции тебе всё время ставят условия. А я хочу сделать картину так, как я её задумал. Мы взвесили все свои возможности и поняли, что ничего принципиального нам копродукция не даст. Зато условия могут быть самыми жёсткими. Это нормально: если человек участвует в каком-то проекте, он хочет получить что-то взамен. Не знаю, не люблю я копродукцию, одни проблемы с ней. Я снимал в копродукции «Цареубийцу», но там всё прошло нормально. Продюсер дал мне денег и сказал: «Снимай, как хочешь». А вот с «Американской дочерью» в последний момент сорвалось.
Фильм Про
И получился сверхнизкобюджетный фильм. Да?
Карен Шахназаров
Изначально он задумывался совсем другим. В проекте должны были участвовать швейцарцы, и они выставили мне массу условий. Например, они хотели, чтобы главную роль играл Рутгер Хауэр. С «Палатой №6» тоже планировалась копродукция, и тоже не получилось. В общем, лучше без неё обходиться.
Смотрите также
репортаж со съёмок «Белого тигра» и "фотоотчёт ФильмПро с «поля боя» картины":http://www.filmpro.ru/journal/14920704.