Трейлер фильма «Ролан снимает кино»
Снимать кино без денег и добиваться в этом успеха – дело не новое, хотя всё равно мы не перестаём восхищаться энергией энтузиастов, которые не хотят становиться частью индустрии, даже если в обмен не получат благодарности. Бывает, конечно, что индустрии просто нет, и встраиваться некуда. Пионеры отечественного кино начинали почти так же, как Ооржак, даже в ещё худших условиях. Лев Кулешов, например, в начале 20-х годов прошлого века не мог найти даже плёнку, чтобы снимать кино, поэтому он его сначала рисовал на бумаге, а потом с актёрами разыгрывал фильм на театральной сцене, чтобы зрители могли представить себе, как это могло бы выглядеть на экране.
Режиссёры Костомаров и Расторгуев раздали простым ростовским парням видеокамеры и попросили тех снять кино самим. Монтировали фильм, правда, сами Костомаров с Расторгуевым. Выйдя под названием «Я тебя люблю», он стал хитом
Многие известные (но не на момент начала работы) режиссёры сталкивались, казалось бы, с непреодолимыми препятствиями, заставлявшими их идти на всевозможные авантюры. Вернер Херцог свою первую камеру украл, потому что не мог позволить себе её купить. Педро Альмодовар не мог озвучить свои первые фильмы, поэтому во время показов сам произносил реплики каждого актёра. Роберт Родригес, чтобы снять кино, участвовал добровольцем в медицинских экспериментах. Каждый, насколько мог, рвался к своей цели и добивался признания сначала среди своего круга, а потом и во всём мире.
Профессиональные кинематографисты до недавнего времени снисходительно относились к кустарному кинопроизводству, считая, что молодой человек ещё может себе это позволить, но взрослый никак не может оставаться вне привычной всем структуры. Хотя бы потому, что настоящая камера и плёнка долгое время были слишком дороги, а показывать фильмы могли лишь кинотеатры и телевидение. Развитие видеоаппаратуры и интернета привело к тому, что стало возможно снять фильм почти бесплатно и прокатывать его без особых затрат через альтернативные каналы.
О таких энтузиастах-одиночках теперь снимают фильмы. Самый известный из них – «Перемотка» Мишеля Гондри, рассказ о движении «шведное кино», смысл которого заключается в том, чтобы переснимать известные блокбастеры с использованием нарочно грубых подручных средств. На прошлом МКФ «Послание к человеку» главный приз получил латышский фильм Роберта Робинса «Как твои дела, Рудольф Минг?» - о мальчике, который сам раскрашивает диафильмы, а потом показывает их, как кино, озвучивая всё происходящее. В 2010 году на фестивале «Флаэртиана» показывали картину «Злодеи из Талливуда» Джоржа Гиттоса – документальную комедию о том, как автор фильма приехал в Афганистан и снимался там в потоковых малобюджетных боевиках, которые потом продавались на видеокассетах. Павел Руминов, известный по фильму «Мёртвые дочери», инициировал среди своих единомышленников создание фильмов со сверхнизкими бюджетами, которые можно было потом выкладывать в интернет. Сам Руминов также снял в этом формате несколько фильмов, среди которых выделяется «Визит мушкетёра».
Как Ролан Ооржак снимает кино
Оказывается, что даже 10 000 км., которые отделяют Туву от Голливуда, не могут помешать влюблённому в кино человеку создавать фильмы и нравится аудитории. Ролан Ооржак делает кино для массового потребления. В основном, это криминальные боевики (в некоторых из которых можно узнать пародии на Такеши Китано) и хорроры, насыщенные грубоватым юмором в стиле Тарантино. Он, как положено, пишет сценарий, устраивает репетиции с актёрами, выделяет много времени на монтажно-тонировочный период, а дальше начинает действовать магия кино.