Посмотрели мы раньше всех фильм закрытия фестиваля «Девушки в опасности» (Damsels in Distress) режиссёра Уитта Стиллмана и призадумались. Хочется теперь также раньше всех угадать, кому может достаться «Золотой лев», или хотя бы понять, почему он кому-то не достанется. Хотя каждый фестиваль, как правило, показывает, что все эти попытки бесполезны. Никому не дано забраться в головы членов жюри (очень специфических и талантливых людей) и понять, какие механизмы у них там работают. Но как удержаться?
Подбираясь к «красной дорожке»
Непонятно также, например, почему фильмом закрытия выбран «Девушки в опасности». Мы уже посвятили этим недоумениям отдельный материал, рассчитывая, что после просмотра фильма всё станет понятно. Теперь мы посмотрели его, но недоумение всё равно осталось. Как, видимо, и у большинства журналистов, потому что на показ набралось менее половины зала, что, по венецианским меркам, провал. Единственное объяснение – в неумышленном намёке на фильм Клуни «Мартовские Иды», открывший фестиваль.
Прокатное название в России для «Девушек» выбрано, на наш взгляд, неправильно. Лучше бы – «Дамзели на грани нервного срыва»: броско и уместно.
Четыре девушки в провинциальном университете долго и мучительно пытаются понять, как им жить по-взрослому. Знакомятся с парнями и вспоминают тех, с кем «не сложилось». Пытаются понять, как помочь ровесникам не совершить самоубийство. А ещё стараются доказать себе, что интеллект в мужчине – не главное. А что главное, непонятно. Среди этих недоумений, переживаний, обсуждений и знакомств как-то понемного проскальзывают перемены наступающего хиппарского периода, когда танцы и запахи перестанут быть уделом сумасшедших девиц, а сделаются общим местом. Ещё и одним из самых безобидных. Но при этом какое отношение фильм имеет к конкурсной программе, Венеции, современности? Разве только показать, что не только Малик делает по одному фильму в десять лет.
«Фауст» Сокурова
Теперь о фаворитах. Тут первым делом для русской критики встаёт фигура Сокурова. Но болеть за него как-то неуместно. Ясно, что большой режиссёр снял в своей манере большой фильм. Что тетралогия эта уже стала частью мировой классики кино. Что фанаты Сокурова (среди которых и мы, конечно) этот фильм будут заучивать наизусть, а остальные будут упорно поносить и «Фауста» и его режиссёра. И что надо, либо награждать этот фильм чем-то большим, либо не награждать вовсе. И хотя «Золотой лев» на полке пока ещё никому не мешал, Сокуров проживёт и без него.
Дэвид Кроненберг
Дальше идут другие, но менее радикальные тяжеловесы. Полански снял нетипичную, молодую, острую картину, поставив диагноз Западной морали, но вместе с тем вернувшись в 60-е. Тогда «Резня» была бы более актуальной, сегодня она некоторым кажется слишком театральной. Но при этом часто вспоминают именно её. Вопрос ещё в том, захочет ли жюри поддержать Полански в его борьбе с американской юстицией. Учитывая состав жюри – вполне может.
Кроненберг снял не лучший свой фильм, но вес его в глазах Аронофски и то, что в «Опасном методе» он под видом биографии Юнга очень внятно рассказал о собственных идеях по поводу иррационального начала в человеке. Здесь ещё может рассчитывать на приз Кира Найтли.
Блюзовая версия фильма-апокапсиса «Последний день на Земле» Феррары тоже могла понравиться жюри, как и неожиданно яркий «Тёмная лошадка» Солондца.
С другой стороны, жюри, в котором два «независимых» американских режиссёра, может захотеть искать в других кинематографических зонах. Наградить, например, фильм грека Гиоргоса Латимоса «Альпы» - странный, невыносимо занудный, но при этом оригинальный, талантливый и запоминающийся по какой-то мистической причине. Или «Беспринципную жизнь» Джонни То, который изо всех сил постарался выпутаться из запутанной композиции – и сделал это, пусть и слегка, по своему обычаю, подзатянув действие.
Всё, гадать больше нет сил. Дождёмся церемонии и сами всё узнаем – в прямом репортаже с места событий.