1. Авторы
На протяжении трёх десятилетий Джиму Джармушу удаётся оставаться модным и загадочным режиссёром, которого все любят, но понимают не многие. Главным его фильмом считается «Мертвец», но и в других фильмах Джармуш старается создавать ирреальную ситуацию, в которой мистика давно стала естественной. Его персонажи развивают внутренние и внешние границы, но сами при этом предпочитают грустно молчать, а уж если говорят, то обязательно нечто важное для всего человечества. Либо – анекдоты и афоризмы. Либо – и то, и другое сразу.
2. Сценарий
После показа «Любовников» многие критики уже объявили, что таких фильмов о вампирах ещё не было. Им можно ответить, что зато были все остальные фильмы Джармуша, где герои ощущают свою неотмирность и элитарность, наслаждаются личными утончёнными переживаниями и слушают музыку независимых американских музыкантов. В этом смысле, «Отпуск без конца», дебют Джармуша, мало отличается по духу от «Любовников». С годами форма, в которой тоскуют персонажи, стала более отточенной, цитат и имён, звучащих в фильме стало больше, реквизит стал выглядеть дороже, а чувство юмора стало тоньше.
3. Визуальный ряд
В буквальном смысле головокружительное начало фильма, когда кадры с героями крутятся, как пластинка, вызывая у зрителя тошноту, задаёт ритм всему восприятию фильма. Он сам чем-то похож на виниловую пластинку, которые без конца крутят персонажи, не опускающиеся до других носителей звука и делающие исключение только для YouTube, где есть совсем редкие записи. Стиль визуального решения тоже «виниловый»: эстетское вглядывание в лица молчащих персонажей, рассматривание их любимых вещей, путешествие вместе с ними по ночным улицам опустевшего Детройта.
4. Актёры
Тильда Суинтон уже не первый раз снимается у Джармуша, а в пару к ней он пригласил Тома Хиддлстона, молодого актёра, сыгравшего в нескольких блокбастерах и в «Полночи в Париже» Вуди Аллена. Джармуш здесь превратил его в привычный для себя образ хрупкого меланхолика, который мало спит, много курит и думает о предметах, которые интересны нескольких людям во всём мире. Среди актёров также Джон Хёрт. Вместе они образуют эдакий британский «треугольник», хотя и не любовный, а чтобы возник контраст, на роль несносной сестры Евы Джармуш позвал австралийку Мию Васиковска.
5. Актуальность
За последние несколько лет вампирская тема в кино пережила новый взлёт, став основой для ряда подростковых фильмов. Джармуш признаётся, что он эти картины не смотрел, зато изучил классику вампирского кино. Поэтому его фильм, при всей оригинальности, похож на перебирание старых вещей: книг, которые любит Джармуш, научных открытий, которые его поражают, и, главное, виниловых пластинок и музыкальных инструментов, которыми устланы почти все кадры фильма.
Фрагмент фильма «Выживут только любовники»
Постоянный культуртрегер Джармуш, как и его Адам и Ева, давно начал со зрителем беседу, в которой делится накопленными знаниями о мире и искусстве. Поэтому если вам нравятся «Мертвец», «Пёс-призрак», «Кофе и сигареты» и «Границы контроля», то «Любовники» спокойно встанут с ними в один ряд. А апокалиптическое ощущение фильма роднит его с фильмами других родственных Джармушу американцев, Абеля Феррары и Гаса ван Сента.