Сандра Стерн, управляющий директор Lionsgate Television, приехала в Москву на форум «Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа». Компания Lionsgate - производитель сериалов «Безумцы», «Остров надежды», «Столкновение», «Косяки», «Укрощение Уайлда» и «Сестра Джеки».
Сандра Стерн рассказывает правду об американских сериалах
Герой сериала «Декстер» - убийца-маньяк. Однако это не мешает зрителям соотносить себя с ним и следить за его приключениями
Сергей Сычёв
Сегодня всё больше крупных имён, которые мы привыкли видеть на больших экранах, появляются в титрах сериалов. Меняется ли что-то в индустрии из-за того, что Голливуд снимается в телепроектах?
Сандра Стерн
Поскольку большая часть крупных кинопроектов сегодня – дорогие боевики, многие актрисы начали испытывать недостаток в трудоустройстве. Если актрисе больше 30 лет, то в экшн её уже не возьмут. На телевидении же у неё больше возможностей для выбора интересных ролей. Например, в сериале «Чужой среди своих» сыграла Клэр Дэйнис – актриса очень авторитетная и известная, но в кино её зовут всё меньше. И так, актрисы, которым надоело играть исключительно в боевиках, постепенно уходят на телевидение. А реакция зрителей проста - как только они узнают, что Дастин Хоффман снялся в сериале, сразу же ждут выхода пилотной серии. Но как будет складываться ситуация в дальнейшем - неизвестно, потому что телевидение отличается от кино. Телевидение – это отношения, которые складываются у зрителя с персонажами. Зритель должен захотеть возвращаться к герою каждую неделю, узнавать о нём всё больше и больше. Каким бы ни был известным актёр, ему придётся с этим считаться. Он может привлечь людей к первым сериям, но если дальше что-то даст сбой, люди перестанут следить за сериалом. Моя компания, например, выпускает сериал «Косяки» уже восемь лет, и всё это время люди возвращаются к экранам, чтобы снова и снова сопереживать персонажам.
Сериал «Безумцы» - предмет гордости компании Lionsgate
Сергей Сычёв
Что меняется, когда сериал приходят снимать Хейнс, Скорсезе или Спилберг?
Сандра Стерн
Сериал – это не спектакль одного актёра или режиссёра. Режиссёров обычно на каждом проекте несколько, они сменяют друг друга. Мартин Скорсезе снял только пилот первого эпизода «Подпольной империи», но остальные 19 серий снимали другие люди. Да, он задал общий тон повествованию, создал визуальный стиль, но дальше он уже не мог всё делать сам.
Сергей Сычёв
В американском кино и на телевидении в последнее время появилось очень много оригинальных идей. Иногда они настолько оригинальны, что мы в России не знаем, как их продвигать к зрителю. Как вы приближаете свою продукцию к зрителю?
Сандра Стерн
Как вам сказать… 90% всех сериалов в США проваливаются с треском. Непонятно, почему. Просто некоторые работают, а некоторые – нет. Странно: вроде, идея хорошая, разработка достойная, а людям не нравится. Мы, конечно, стараемся как-то это предсказать. Проводим исследования, показываем сериалы разным фокус-группам, пытаемся понять и учесть все реакции. И всё равно, как и в любом искусстве, всегда либо есть магия, либо нет, и зритель это чувствует. Я бы хотела, чтобы у меня была формула успеха. Но у меня её нет. Поэтому самое главное – создать выразительного героя, разработать его так, чтобы аудитория могла выстроить с ним отношения. При этом он не обязательно должен нравиться. Он должен цеплять воображение. Хороший пример – сериал «Декстер» о серийном убийце. Аудитория достаточно увлечена этим персонажем, чтобы возвращаться к нему каждую неделю. То же с сериалами о вампирах.
По словам Стерн, аудитории не интересен город Даллас, до тех пор пока он не стал фоном для любопытных взаимодействий персонажей
Сергей Сычёв
Как быть, если тема фильма незнакома зрителям? Например, у нас никто не знает Мельеса, поэтому фильм «Хранитель времени» многие не поняли. Может, нужно просвещать зрителя предварительно?
Сандра Стерн
Если есть потребность просвещать аудиторию, значит, вы эту аудиторию потеряли. Мы сейчас запускаем сериал о музыке кантри. Но я не слушаю кантри, и мне не хочется её слушать, вникать во всё это. Речь идёт о некотором «мире», в котором происходит действие. Зрителю важнее понять, кто главный герой, какие у него отношения с другими героями. Был вот сериал «Даллас». Всем плевать на реальный Даллас, я там никогда в жизни не была. Всех интересовало, кто кому лжёт и кто с кем спит в этом сериале. Профессия и национальность могут быть любыми, это только фон.
Сергей Сычёв
Есть ли настоящее и будущее у документальных сериалов в США, по-вашему?
Сандра Стерн
Я лично очень люблю документальное кино и сама принимала участие в создании многих фильмов, организовала на Lionsgate даже специальный отдел для этого. Маленький сегмент населения смотрит документальное кино, поэтому этот продукт непросто продать. Телепродюсеры делают документальное кино редко. Обычно это общественное телевидение, VH-1 (фильмы о музыкантах), а также HBO, которое производит потрясающие фильмы. Я думаю, документальному кино стоит рассчитывать, скорее, на «большие» проекты. Понимаю, что звучит это не слишком обнадёживающе, но только те документальные фильмы, которые оказались настолько качественными, что пошли в кинотеатрах, имели какой-то успех. Ну, Майкл Мур какой-нибудь. Но «муров» мало. И сейчас это трудный бизнес, хотя, может, скоро опять всё поменяется. Может быть, наибольшие дивиденды сейчас могут принести реалити-сериалы, когда операторы следуют за определёнными людьми или группой людей, которые что-то делают – открывают магазин, рыбачат или работают на опасных работах. Такие сериалы близки к «прямому кино» и очень популярны. Зрителям интересно за этим наблюдать, хотя такие сериалы, как правило, наполовину постановочные.
Герой фильма «Человек гризли» считал, что медведи понимают его лучше, чем люди. Правда, один из медведей в итоге его съел. С этого начинается фильм Херцога
Сергей Сычёв
Это что-то вроде фильмов Пеннебейкера или Уайзмена?
Сандра Стерн
Нет-нет, гораздо проще. Такие авторитетные документалисты, как Вернер Херцог или Барбара Коппл, подобными вещами не занимаются. Они считают эти сериалы слишком незамысловатыми. Но людям нравится смотреть на это неделю за неделей. Может быть, этот интерес приведёт к возрождению документального кино на ТВ. Кстати, с Херцогом я делала фильм «Человек гризли». Там была потрясающая история. Я за это и люблю документальное кино: таких историй, которые случаются в жизни, ни один сценарист придумать не сможет.