Роль Штрогейма в его первой режиссёрской работе «Слепые мужья»
Штрогейм активно создавал о себе легенды, которые потом воспринимались, как факты его биографии. Многие верят, что Штрогейм был чуть ли не вторым режиссёром у Дэвида Гриффита на «Рождении нации» и сыграл одну из главных ролей у него же в «Нетерпимости».
Штрогейма долго считали австрийским аристократом - он сам всячески это подчёркивал, при любой возможности щеголяя своими манерами и намекая на своё происхождение. Мифы и скандалы окружают и самый знаменитый фильм Штрогейма, легендарную «Алчность», а также его актёрские работы у Жана Ренуара и Билли Уайлдера. Понять, сколько в этих мифах правды и сколько - вымысла, не так легко, но автор книги совершил титаническую попытку разобраться в этом.
Фрагмент самого известного фильма Штрогейма «Алчность». Фильм должен был идти более 8 часов, но студия сократила его до двух. В настоящее время наиболее полная версия длится 4 часа и состоит из прокатной версии фильма, дополненной фотографиями из несохранившейся копии.
Так выглядит обложка книги в России
Штрогейм вошёл в историю кино как художник, пытавшийся добиться максимального реализма на экране. Он придумывал для каждого персонажа большую и подробную историю жизни, чтобы все герои повествования были для зрителя живыми людьми. Штрогейм изматывал актёров бесчисленными дублями. Он добивался от них не гипертрофированных выражений эмоций, характерных для немого кино, а правдоподобного и трагичного исполнения роли, со всеми противоречиями обычного человека. Штрогейм с особой тщательностью выстраивал каждую декорацию и, когда было возможно, предпочитал жилые помещения студийным павильонам. Только внутри настоящего дома актёры могут играть настоящих, а не картонных людей, считал он.
Артур Ленниг объездил полмира, собирая документы и свидетельства о Штрогейме. Он взял интервью у всех, кто знал Штрогейма и был ещё жив, когда Ленниг начал работу над книгой. Мимоходом Ленниг упоминает о том, как он лично перемонтировал и перевыпускал фильмы Штрогейма с учётом того, какими хотел видеть их автор. Дело в том, что почти все фильмы Штрогейма подвергались в Голливуде сильнейшим сокращениям - иногда в 4-5 раз. А после эти фильмы ещё сильнее сокращались, так как в них никто долгое время не видел никакой ценности: чтобы оценить талант Штрогейма, миру понадобилось не одно десятилетие. Ленниг подробно описывает, как он воссоздавал «миры» Штрогейма, попутно раскрывая сложный характер режиссёра.
Фрагмент фильма Жана Ренуара «Великая иллюзия». Ренуар, большой поклонник Штрогейма, пригласил его на одну из ключевых ролей.
Штрогейм предстаёт в книге личностью противоречивой. Его извращенная сексуальность сосуществует с морализмом и наивной сентиментальностью. Чванство и фальшивая приставка «фон» - с вниманием к униженным и оскорблённым, в пику тогдашним голливудским стандартам. Сатира на западное общество - с верой в американские идеалы. Постоянные небылицы про себя и обстоятельства своей жизни - с преувеличенным стремлением к правде в своих картинах. Немецкая спесь на людях - с мягкостью при личном общении. Благодушный католицизм - и мистицизм, ведущий к самым вульгарным суевериям. «Штрогейм» - одна из увлекательнейших книг о кино, и рассчитана она на максимально широкого читателя.