Сюжет фильма "Принесите мне голову Альфредо Гарсия" в точности повторяет название
Нет точных данных о том, какие именно фильмы Сэма Пекинпа (1925-1984) будут показаны в рамках ретроспективы. Можно предположить, что среди них обязательно будут "Соломенные псы" (1971), "Железный крест" (1977), "Пэт Гаррет и Билли Кид" (1973), "Принесите мне голову Альфредо Гарсия" (1974). Творчество этого режиссёра относительно недавно было признано классикой мирового кинематографа. При жизни Пекинпа оставался в тени других режиссёров своего поколения: Майка Николса, Денниса Хоппера, Артура Пенна, Роберта Олтмана, Мартина Скорсезе и других бунтарей шестидесятых. Таких, как он, принято считать enfant terrible, но не принимать их скандальные выходки всерьёз. Пекинпа славился своим необузданным нравом и масштабными пьянками.
В фильмах Сэма Пекинпа царствуют жестокость и эротизм, сильные побеждают слабых и забирают себе их женщин.
Не случаен интерес Пекинпа к вестернам, преобладающим в его творчестве. В мире Дикого Запада система ценностей вполне могла быть такой, как её рисует Пекинпа. Во всяком случае, это кажется более честным, чем сказки про Джона Уэйна или монументальные картины Серджио Леоне.
Недобрые лица местных жителей в "Соломенных псах"
На Диком Западе по версии Пекинпа кучки бандитов непрерывно уничтожают друг друга, и положительных героев там быть не может. Все они заведомо слабы и обречены на гибель. Особенно наглядно это показано в фильме о современности "Соломенные псы" - одном из самых жестоких фильмов Пекинпа по отношению к персонажам и зрителю. Вторжение сельских "варваров" в жизнь добродушного интеллигента и превращение её в ад, способно потрясти именно ту целевую аудиторию, которая ходит на фестивали и скорее всего, отождествит себя с главным героем, блестяще сыгранным молодым Дастином Хоффманом. Но при этом Пекинпа всё же поэт и классик кинематографа. Причину здесь следует искать в образе героя, воплощающего в себе главное и единственное человеческое достоинство - свободолюбие. Этот человек опасно, неестественно свободен, но в этой свободе есть и нечто прекрасное, возвышенное, оправдывающее её анархизм полностью. Пекинпа демонстрирует трагизм своего героя, бросающего своей свободой вызов всему миру. А мир жестоко мстит за свободу и неминуемо обрекает его на уничтожение. В этом пафос Пекинпа и его трагедия, которая ощущается во всех его фильмах.
Председателем жюри конкурса документального кино станет английский режиссёр Майкл Аптед.
Майкл Аптед, как и полагается англичанину, много лет живет в США
О конкурсе документального кино говорилось уже не раз: он станет следующим после "Свободной мысли" шагом по возвращению документалистики на ММКФ. Конечно, такая программа - большой риск для кураторов Сергея Мирошниченко и Григория Либергала. Ведь если "Свободная мысль" состоит из лучших фильмов года, то здесь будут, как и в Основном конкурсе, фильмы, которые удалось перехватить у более котируемых фестивалей. Должно пройти время, прежде чем документалисты мира начнут предпочитать ММКФ Амстердаму, Лейпцигу или Сандэнсу. Следовательно, более слабая, чем "Свободная мысль", программа должна чем-то привлечь внимание зрителей, чтобы выжить, и это "что-то" будут не сами фильмы. Одним из главных аттракторов стало приглашение в жюри Майкла Аптеда.
Своих героев Аптед "довел" уже до 49 лет
Помимо того, что Аптед снял последнюю серию "Хроник Нарнии", а также много лет возглавляет Гильдию режиссёров США, он ещё и прославленный документалист. Для русских любителей кино его имя теснейшим образом связано с проектом Сергея Мирошниченко "Рождённые в СССР", в котором каждые семь лет одни и те же люди рассказывают о своей жизни. Этот зрительский хит - лишь часть международного проекта, который начал именно Майкл Аптед, назвав его "Up" series". Аптед был инициатором "Рождённых в СССР", его фильм "49 Up" был с успехом показан на "Свободной мысли". Кроме того, он однажды снял фильм "Long Way Home" о Борисе Гребенщикове.
Помимо Аптеда в жюри будут российский документалист Александр Гутман, призёр многих международных фестивалей, автор фильмов на очень больные темы, и датский критик Туе Стин Мюллер. О нем российский зритель не знает, но сейчас мода (вполне заслуженная) на все датское, поэтому его приглашение в жюри не случайно. В самом конкурсе, который пока сформирован не до конца, известных в России имен нет, но география довольно широкая и фильмы всё же не премьерные. Более детально о принципах их отбора, видимо, будет сказано на ближайшей пресс-конференции ММКФ. Пока известно, что в программу планируется включить российский фильм, но его название держат в тайне.
Не секрет, что программа "Свободная мысль" давно стала фестивалем внутри фестиваля. В обществе столичных снобов модно заявлять: "Во время ММКФ я хожу только на "Свободную мысль"
Морган Сперлок рекламирует фильм "Двойная порция"
В программе "Свободная мысль" привлекательных картин, как обычно, много. Среди них новый фильм чешского режиссёра Елены Тршештиковой "Катька". Фильмы Тршештиковой на прошлых ММКФ успели стать популярными за счёт особой искренности и глубины изображения героев, так что за этот фильм волноваться не приходится. Также следует ожидать фильма "Greatest movie ever sold" Моргана Сперлока, автора хита "Двойная порция", который даже выходил в российских кинотеатрах. Люси Уолкер, автор фильма "Юные сердцем", сняла новую картину "Countdown to zero". Список фильмов окончательно не сформирован, но география и международная востребованность фильмов заставляют удивляться и ждать новой "Свободной мысли". В других программах ММКФ будут показаны документальные фильмы Вернера Херцога и Вима Вендерса, которые у них в последние годы куда сильнее игровых. Этот факт добавляет ещё больше интриги в сложившиеся внутри одного фестиваля и без того непростые взаимоотношения неигрового и игрового кино.