Фильм Клода Нуридзани и Мари Перену «Микрокосмос» произвёл в 1996 году во всём мире фурор. Оказалось, что наблюдать за миром насекомых интереснее, чем смотреть голливудские блокбастеры. Авторы фильма совершили невозможное и показали, что у нас под носом находятся целые миры. Они продолжили свои эксперименты в «Генезисе», а теперь привезли фильм «Сфера колдовства», где деревенский пруд оказывается целой вселенной, обитатели которой живут загадочной, но очень привлекательной жизнью.
Создатели фильма «Микрокосмос» - о людях и насекомых
Сергей Сычёв
Объектами для подобных фильмов режиссёры обычно выбирают экзотические места где-нибудь в Африке или Юго-Восточной Азии. Почему вы решили для изображения выбрать обычный деревенский пруд?
Клод Нуридзани
Нам всегда в нашей работе важно было показывать зрителям, взрослым и детям, что самое интересное и сверхъестественное находится прямо рядом с нами. Достаточно просто очень внимательно присмотреться, и перед вами откроется целый прекрасный, восхитительный мир. Существа, которые обитают в пруду, необычны и чрезвычайно привлекательны. И они куда более своеобразны, чем все те персонажи, которые создаются на компьютерах для фантастических фильмов.
Фрагмент фильма «Микрокосмос», где Нуридзани и Перену впервые представили кинозрителю своих любимых насекомых
Мари Перену
Чтобы снять такой фильм, не обязательно ехать куда-то за тридевять земель. Это путешествие вглубь. В том числе, и вглубь себя, потому что мы построили сюжет так, будто это воспоминания взрослого человека о своём детстве. Мальчиком он сделал открытие: он понял, насколько чудесна природа – мир и его обитатели. Для этого открытия ему понадобилось лишь пристальнее оглядеться вокруг себя.
Клод Нуридзани
В общем, можно сказать, что этот фильм – часть нашей большой полемики с фильмами, где авторы уезжают куда-то далеко, чтобы снять нечто экзотическое. Поэтому же мы отказываемся от «гида», который поясняет, что вы видите в каждый момент. Мы как бы говорим зрителю, что он и сам способен на «внутреннее путешествие», что он и так знает всё то, что мы ему показываем. Так что, мы как бы в стороне от большинства документальных фильмов.
Известный французский актёр Жак Перрен, который выступил продюсером «Микрокосмоса», впоследствии сам увлёкся съёмками зрелищных фильмов о животных. Его картина «Птицы» стала одним из самых успешных европейских фильмов за последние годы. Ещё больший успех ждал следующий проект Перрена «Океаны»
Сергей Сычёв
Но чтобы снять обитателей этого маленького пруда, вам, скорее всего, пришлось совершить несколько экспедиций, а часть материала вообще может быть создана только в студийных условиях.
Мари Перену
Такие съёмки требуют особой подготовки. Мы очень давно начали разрабатывать технику макросъёмки. Сначала – и довольно долго - мы делали это в режиме фотографии. Получившиеся кадры у нас покупали такие журналы, как GEO и National Geographic. Мы также выпустили несколько книг с фотографиями и поясняющими текстами. И ещё одну книгу, где подробно объяснили технику нашей работы. Мы сами учились ей, сами совершали ошибки и учились их исправлять. Например, для такой съёмки требуется особое освещение. Но техника никогда не стояла у нас на первом месте, самое главное – передать идею.
Клод Нуридзани
При этом нас, тем не менее, можно считать изобретателями, потому что такая техника макро-съёмки прежде не существовала. Например, мы взяли технологию motion control, которая используется в Голливуде, и сильно её модифицировали для наших съёмок. Эта система позволяет дистанционно управлять камерой, которая снимает насекомых.
Сергей Сычёв
Расскажите, как это происходит!
Клод Нуридзани
У нас есть такой своеобразный столик. Мы его называем «столик оцифровки». С него изображение подаётся на 35-мм камеру. Мы видим одновременно и изображение в искателе камеры, и то, что происходит реально. И вот специальная камера передвигается вслед за насекомым (мы управляем ей с пульта), а изображение с неё подаётся на настоящую камеру. Специальная компьютерная программа корректирует движение маленькой камеры. Например, если мы на пульте что-то сделали слишком резко или просто рука дрогнула, компьютер это автоматически исправляет.
Клод Нуридзани объясняет, как работает его камера
Мари Перену
Без этого мы просто не смогли бы обойтись. Любая там лягушка или насекомое снимаются с таким сильным увеличением, что каким бы искусным ни был оператор, всё равно при съёмке обычной камерой у него получится очень сильная вибрация. А когда мы используем наше изобретение, мы можем воспроизвести движение без искажений. Эту систему мы создали с помощью одного знакомого инженера. В игровом кино она существует уже давно, мы взяли этот принцип и создали свою. Инженер раньше был пилотом и управлял самолётом с помощью педалей. Так вот, эти педали он теперь использует для управления камерой: одна педаль опускает камеру, другая поднимает.
Сергей Сычёв
Почему вы используете 35-мм камеру? Сегодня для таких фильмов обычно используют другие, более новые.
Клод Нуридзани
Нам необходимо самое высокое качество изображения. Разрешение и глубина у плёнки самое высокое, цвета самые естественные. Вроде бы, грядут какие-то перемены, но пока что 35 мм – это самый лучший вариант для кино. Так же, как плёнка фотоаппарата всё равно лучше цифровых носителей.
Жизнь обитателей пруда становится для мальчика куда интереснее, когда на пруд приходит такая же, как он, задумчивая девочка
Мари Перену
Съёмки «Сферы колдовства» начались в 2008 году и длились три года. В тот момент качество цифровой аппаратуры было ещё ниже. Кроме того, нам кажется, что цвета цифрового изображения слишком холодные.
Клод Нуридзани
Да, получается эстетика видео, а не кино.
Мари Перену
Всё, меняется, конечно. Мы недавно видели новый аппарат Canon, который качественно делает видео и фото, и он нам понравился. Скоро такой же будет у Nikon.
Клод Нуридзани
Пока же мы пользуемся немецкой 35-мм камерой Arriflex. Это довольно тяжёлые и неповоротливые камеры. Мы с этой фирмой договорились, чтобы они специально для нас на своём заводе немного переделали свою камеру, чтобы она стала полегче и чтобы включалась быстрее. Они всё сделали как надо.
Сергей Сычёв
Технологию 3D вы тоже считаете недостаточно совершенной?
Клод Нуридзани
Там другая проблема. Насколько я знаю, пока не существует технологии, которая бы позволяла снимать макро-кино в 3D. Ведь чтобы получилось 3D, нужно снимать двумя камерами сразу. Но пространство, на котором их можно расположить, слишком мало. Непонятно, как тут можно сделать стереоэффект. К тому же, если мы маленький объект поднесём к глазу, то, поскольку мы будем видеть его одним глазом, оно не будет объёмным. Получается, что надо изобрести ощущение, которое человеку неизвестно: чтобы предмет был показан и близко, и объёмно. Вызов очень любопытный, но нам пока не интересный. Я видел
«Аватар» и, благодаря стереотехнологиям, я смог оценить погружение в фильм. Но да простится мне: я всё равно считаю эту технологию аттракционом, который через несколько лет будет никому не нужен.
Мари Перену
Мы много общаемся с коллегами, и пока большинство из них убеждены, что в 3D нет особенного смысла. И они не стремятся снимать стереокино. Это больше продюсеры и дистрибьюторы одержимы идеей стереокино.
Клод Нуридзани
Нас тоже один из продюсеров попросил после года съёмки «Сферы колдовства» сделать фильм в 3D. К счастью, мы сумели ему объяснить, что уже слишком поздно что-то переделывать, иначе пришлось бы вступать в куда более длительную и сложную полемику. Дистрибьюторы ничего не понимают в нашей технике и не знают, насколько сложно то, чего они требуют в угоду моде.
«Генезис» был неспешным повествованием о зарождении жизни на Земле. Нуридзани и Перену нашли такие кадры из жизни животных, которые могли бы показать эволюцию - и при этом были бы невероятно красивы
Сергей Сычёв
Между тем, ваши насекомые выглядят очень объёмно… В этом фильме у вас появились натурщики, а сюжет вы выбрали похожий на «Луизианскую историю» Роберта Флаэрти. Только вместо насекомых там крокодилы. Зачем вам понадобилось выстраивать рассказ о людях в фильме о насекомых?
Клод Нуридзани
Да, я, кажется, помню этот фильм. Это старый и чёрно-белый, да? Я его смотрел и очень уважаю Флаэрти, при этом помню фильм плохо. В общем, мы с самого начала, ещё со времён «Микрокосмоса», не собирались снимать документальное кино о природе. Мы, скорее, хотели передать наше отношение к ней. В «Микрокосмосе» не было комментария, но мы попытались просто погрузить зрителя в мир природы – мир, в котором мы живём, только во много раз увеличенный. В «Генезисе» мы задали сами себе вопрос: «Что такое быть живым существом?» - и попытались на него ответить. В «Сфере колдовства» мы попытались увидеть те невидимые связи, которые есть у детей с природой. Ребёнок должен научиться жить. Для этого ему нужно понять окружающий мир, и это очень сложный процесс. Природа более понятна и приятна нашему герою, чем взрослая жизнь и вообще мир людей. Насекомые помогают ему понять, как устроен свет. Таким образом, фильм продолжает наши визуальные размышления о том, каковы наши отношения с природой и где в ней наше место.
Трейлер фильма «Сфера колдовства»
Мари Перену
Здорово, что в России любят Маркера! Мы его тоже очень ценим, и мне кажется, что мы с ним занимается одним и тем же. Опираясь на реальный мир, он создаёт не просто слепок с него, а лепит из него какую-то свою, очень личную мечту. И мы видим свою задачу в том же. Хотя всё по-настоящему, и средства используются вполне обычные: камера, монтаж, музыка. Но в результате всё равно получается сказка! Что-то очень личное.
Клод Нуридзани
Когда мы начинаем снимать фильм, мы имеем право на самовыражение. Что я, именно я, чувствую по отношению к предмету, который снимаю? Меня это интересует больше, чем то, что говорят об этом предмете другие. Зрители ценят это интимное общение, которое не запланировано, не пережёвано заранее. Мы это понимаем и поэтому не можем врать. Иначе мы предадим и зрителя, и себя. И ещё мы поняли: самые интимные предметы и являются самыми универсальными. На этом мы и строим наши фильмы.