После «Разгрома» советские режиссёры перестают бояться показывать ужасы войны
«Разгром немецких войск под Москвой», который впоследствии стали даже в энциклопедиях называть «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (но в титрах всё равно осталось первоначальное название), - это не просто документальный фильм о войне. Картина Варламова и Копалина создана по принципам настоящего полнометражного блокбастера, зрелищного боевика о том, как немецкое войско приблизилось к Москве и было вынуждено отступить перед лицом мощи советского оружия. Кадры зимней Москвы, стреляющих пушек, едущих танков и вмёрзших в снег немцев не только были тепло приняты советскими зрителями, выстраивающимися перед кинотеатрами в длинные очереди, чтобы посмотреть эту картину. «Разгром» вызывал такую же реакцию во всех боровшихся с фашизмом странах.
Илья Копалин - именитый ученик одного из основоположников документального кинематографа Дзиги Вертова. Во время Отечественной войны Вертову работать почти не давали, а более покладистый Копалин получал регалию за регалией.
«Разгром» стал первым фильмом из запущенной по приказу Сталина серии полнометражных документальных картин о войне. В 1942 году Сталин, понимая неэффективность хроникальных киножурналов, призвал документалистов работать над большими кинематографическими формами. Такие фильмы, как «Разгром», можно было не только показать в советских кинотеатрах, но и представить иностранцам в рамках внешней пропаганды. К тому же, для создания первой такой картины представился подходящий повод: немцы отступили от Москвы. Впервые за всю Вторую мировую Германия шла назад, а не вперёд.
Эффектные кадры из «Разгрома немецких войск под Москвой»
В США «Разгром» был перемонтирован, переозвучен, сокращён на 10 минут и выпущен под названием «Москва наносит ответный удар». В таком виде его и смотрели американские киноакадемики.
В американской пропаганде постоянно подчёркивалось, что с фашистами воюет русский народ, а не советские люди во главе со Сталиным. Особенно это заметно в «русской» части пропагандистского сериала «Почему мы сражаемся». Американская версия «Разгрома» у нас не выходила, но можно предположить, что в десять минут сокращений попали и кадры с участием Сталина
Варламову и Копалину были предоставлены все возможные условия для работы. Они могли пользоваться не только группой из полутора десятков опытных кинооператоров, но и любыми хроникальными материалами, которые только могли понадобиться в создании такого произведения. Сталин оценил фильм очень высоко, «Разгром» уже в 1942 году получил Государственную премию СССР.
С премией «Оскар» всё было не так просто. Награды Киноакадемии всегда носили политический характер, особенно в номинации «Лучший документальный фильм», которая и появилась в 1942 году как попытка обозначить симпатии к пропагандистским картинам союзников. Первым её лауреатом стала канадская картина «Остров Черчилля», и в течение всей войны награду получали только военные фильмы. Причём иногда несколько фильмов делили эту награду между собой. Так было и в 1943 году: «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар» вместе одной канадской и двумя американскими картинами. Причём американские были созданы патриархами Голливуда Фрэнком Капрой и Джоном Фордом.
Фильм Копалина и Варламова - это документ исторический, политический и кинематографический. Хотя гордиться им как первым оскаровским лауреатом среди отечественных картин всё равно никто не мешает.