Ремейки всегда были, есть и будут. Одна из причин существования ремейков заключается в том, что в мире недостаточно талантливых людей. При этом нужно удовлетворять спрос на качественные истории. Так было всегда. Шекспир построил всю свою карьеру на ремейках. Каждая его пьеса была адаптацией старой, либо основана на истории. Таким образом, он написал только одну оригинальную историю – это «Буря», его последнее произведение.
Макки считает, что "Звёздные войны" помогают современному поколению в формировании правильных ценностей
Сейчас мы занимаемся своеобразной утилизацией, даже если мы не делаем ремейк как таковой, мы всё равно возвращаемся к прошлому, переосмысливаем какие-то темы. И очень важно, чтобы эти великие темы пересказывались на современном языке. Когда у меня рос сын, появились «Звёздные войны». Я был этому очень рад, потому что «Звёздные войны» - своеобразный ремейк «Острова сокровищ». Там есть молодые герои, выражающие потребность в добродетельных ценностях. Ведь мой сын точно не будет читать «Остров сокровищ» или, к примеру, «Человека в железной маске». А «Звёздные войны» дают те же самые базовые ценности. Поэтому я не против ремейков, но было бы хорошо, если бы их создатели старые темы оформляли свежими идеями. Очень часто мы делаем сиквелы – это, по сути, ремейки. Например, «Крёстный отец 2» оказался лучше, чем оригинал. Но большинство ремейков не так хороши, как оригиналы, поскольку авторы знают, что это не их труд, не их идея. Кинематографистам можно обращаться к каким-то произведениям за вдохновением, но не копировать их.
Трейлер фильма "Звёздные войны: Эпизод I - Скрытая угроза 3D"
О ГЛАВНЫХ ТРЕНДАХ В СОВРЕМЕННОМ КИНО И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Сейчас происходит серьёзная поляризация. С одной стороны - голливудские блокбастеры, с другой – артхаусное кино. Эти два полюса жёстко противопоставлены. Блокбастеры становятся всё более насыщены спецэффектами. Здесь практически во всём мы должны винить Джеймса Кэмерона, который сделал всё, чтобы навязать нам 3D-формат. Он так поступил из-за того, что в его собственности находится технология создания 3D. Кэмерон обошёл все киностудии, выдвинув им ультиматум: он будет работать со студией только при условии, что им придётся использовать 3D-технологию.
Для меня это не просто оскорбительно, это абсурдно! Когда я рос, в 50-е годы, у нас около двух лет было в тренде использование 3D-технологии. Но единственная причина, по которой производители использовали 3D – для того, чтобы «кинуть» какой-то предмет в аудиторию. А сейчас 3D используют якобы с целью сделать фильм более реалистичным, но правда заключается в том, что в девяноста случаях из ста мы воспринимаем мир в двух измерениях. Третье измерение практически не регистрируется мозгом. Поэтому первый час фильма мы постоянно замечаем 3D-эффект и не можем сконцентрироваться на той истории, которая нам рассказывается. И только через час, когда мы наконец-то привыкаем к 3D, только тогда погружаемся в историю, которая становится по-настоящему реальной. Отсюда вопрос: зачем использовать 3D, если при просмотре фильма мы так серьёзно работаем над тем, чтобы перестать 3D замечать!
Кадр из фильма "Аватар"
В артхаусных же фильмах сейчас - всё меньше историй и всё больше красивой декоративной операторской работы. По сути, мы имеем тот же самый эффект, что и с 3D: над содержанием превалирует техника и технология. Я обучаю своих учеников тому, чтобы они могли находиться между этими двумя полюсами. Мне интересна человеческая природа. Я по-настоящему горжусь последним днём семинара, который посвящается телевидению. Лучшие сценаристы сейчас уходят из кино на телевидение. И я рекомендую молодёжи начинать мыслить в формате длинной 100-часовой истории, которая требует создания действительно сложных персонажей, сложных взаимоотношений. Таким образом, самый свежий тренд заключается в том, что телевидение мало-помалу вытесняет кинематограф.
Среди учеников Макки - 49 обладателей премии «Оскар», 168 обладателей «Эмми», сценаристы таких известный картин, как «Властелин колец», «Люди Икс», «Звёздные войны», «Бэтмен», сериала «Секс в большом городе».
О ТОМ, ПОЧЕМУ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВЫТЕСНИТ КИНЕМАТОГРАФ
Если бы я был молодым сценаристом, я бы не стал писать сценарии для полнометражных фильмов. Я всегда буду стремиться к тому, чтобы люди уважали не только полнометражные фильмы, но и сериалы. Настоящие "соборы" сценарного мастерства XXI века будут построены именно для телепроектов. Я не знаю, как именно система работает в России, но у нас на телевидении сценаристам дают гораздо большую творческую свободу. Кинематограф становится сегодня более консервативным. А телевидение - это совершенно дикий, безумный мир, по крайней мере, в моей стране. Создатели сериалов работают с такими вещами, на которые кинематографист просто не решится.
Например, есть великолепный сериал «Умерь свой энтузиазм». Это самая еврейская комедия, которую можно только придумать. Буквально недавно смотрел один эпизод, как еврей заходит в палестинский ресторан, где готовят самого лучшего цыплёнка, которого он пробовал в своей жизни. Основной конфликт в том, позволительно ли еврею ходить в палестинский ресторан? Еврей – персонаж Ларри Дэвида - знакомится в этом ресторане с невероятно красивой палестинкой. Они заводят беседу, флиртуют, затем идут к нему домой и занимаются сексом. Во время секса она выкрикивает: «Ах, ты грязный еврей!» А герой Ларри просто тащится от этого! Это самый лучший секс в его жизни!
Трейлер сериала «Умерь свой энтузиазм»
Вы не сможете выиграть «Золотого медведя» в Берлине, если у вас в фильме будет такая сцена. Ни один кинематографист не решится сегодня на такое. Но на современном телевидении вы можете писать абсолютно обо всём и выбрать любой предмет для насмешки: насилие, политику, коррупцию.Кинематограф становится всё более зрелищным, красивым, но абсолютно пустым. За исключением отдельных фильмов. У кинематографистов просто не хватает храбрости бросить гранату обществу.
О КИНОИНДУСТИИ В РОССИИ И В США
Кстати, по данным портала TorrentFreak, который составил Топ-10 самых скачиваемых фильмов за всю историю кино, список возглавил боевик Джеймса Кэмерона «Аватар»
Если бы у меня была задача научить российских кинематографистов чему-то одному, я бы выбрал научить их разнице между декоративной и экспрессивной работой. Декоративная, в том числе операторская работа, требует постоянного внимания к себе. А экспрессивная сконцентрирована на зрительском восприятии. Кинематографисты изо всех сил стремятся получать призы на кинофестивалях, а это делается путём постоянного подчеркивания своей политики. Такой тренд противоположен тому, что я преподаю. Пока люди будут как-то стремиться держаться за те методы, к которым они привыкли, мы не будем идти вперёд. Помимо этого существует целый ряд факторов, которые я не могу контролировать, например, деньги.
Один из факторов существующей сегодня системы в Голливуде – продажа прав, вторичный рынок. Система заключается в том, что вы производите определённый кинопродукт, он выходит в прокат и производитель надеется, что он сможет заработать достаточно денег для покрытия расходов. Также производитель получает доходы от продажи DVD, от показов фильма на телевидении, показов во время перелётов. А в России достаточно трудно зарабатывать на вторичных рынках, поскольку очень сильно развито пиратство.
Это одна из причин, почему кинематографисты не вкладываются в работу настолько сильно, ведь им очень трудно «выйти в плюс» по деньгам. Поэтому в России государство финансирует какие-то проекты. И получается, что у кинематографистов нет цели заработать на прокате или на вторичном рынке, поскольку их уже поддерживает государство, у них нет мотивации стремиться увлечь более широкие зрительские массы.
Именно поэтому потребуется некоторое время, чтобы изменилось и мышление, и сама система, в которой можно снимать качественные фильмы и строить успешную кинематографическую карьеру. Это ещё одна причина, почему я подробно рассказываю о телепродукции на своих семинарах.
Из-за российского пиратства страдают и западные киностудии: в прошлом году среди жертв пиратов первое место занял боевик «Форсаж 5»
Трейлер фильма «Форсаж 5»
МАККИ КОММЕНТИРУЕТ ПРЕДВЫБОРНУЮ ГОНКУ В США
По мнению Роберта Макки, президент США Барак Обама рассказывал во время своей первой предвыборной гонки фэнтазийную историю
Рассматривать предвыборную гонку как умение «рассказывать истории» - очень показательно. Обама выиграл в недавних дебатах с небольшим отрывом. Митт Ромни сделал типичную ошибку – он просто перечислял факты. История Обамы – это слова врача пациенту: всё будет хорошо, если ты будешь принимать лекарства. Это очень реалистичная история. Ведь Обама знает, что является правдой. Впервые он победил в президентских выборах, рассказывая фантазийную историю о надежде и переменах к лучшему. Через четыре года мы осознали, насколько незначительными оказались реальные перемены. Поэтому сейчас он рассказывает «больничную» историю. Настала очередь Ромни рассказывать фантазийную историю, а эта история абсолютно гипотетична и не даёт никаких фактов. Поэтому один из кандидатов рассказывает реалистичную историю, даже депрессивную, а другой повествует о фантазии. Но всё это полная чушь, ничего из этого не сработает! Если Ромни выиграет выборы, он будет вынужден повысить налоги и не сможет контролировать государственные расходы так, как он надеется. В глубине души, если она есть у Ромни, он это понимает. Так что, его слова - это просто процесс «продажи» или полное враньё!
С другой стороны, Обама не может подняться на сцену и рассказать нам историю о герое боевика. Во-первых, он слишком честен, во-вторых, на него давит реальность. Поэтому, в конечном счёте, американцы вынуждены будут сделать выбор между двумя жанрами: реализмом и фэнтези. Я очень надеюсь, что они выберут реализм, поскольку если выбор падёт на фэнтези, всё это приведёт к негативным последствиям. Но человеческая природа такова, что они хотят верить в идеалы, в фантазии. Как говорил Зигмунд Фрейд, «невозможно жить в реальном мире две минуты подряд». Если вы думаете о реальности хотя бы две минуты, ваш разум начинает отвлекаться, поскольку она слишком ужасна. А Обама пытается это продать. Время покажет, что из этого выйдет.
Знания и опыт Роберта Макки использовалась не только в киноиндустрии, но и в разработке тактики проведения судебных заседаний многими ведущими юридическими фирмами, а также Nike, NASA, Microsoft.
О КИНОИНДУСТРИИ В ЕВРОПЕ И США
Одна из проблем европейского кинематографа заключается в том, что у него нет хребта как такового. По сути, Европа реагирует на Голливуд. Я наблюдаю это в течение всей своей жизни. Во времена моей молодости голливудские фильмы были сентиментальны, а европейские были более «тёмными», к примеру, Герман, Трюффо, Феллини. Затем Голливуд перешёл "на тёмную сторону", а в Европе в качестве реакции на этот тренд кинематографисты вдруг начали делать фильмы о детях. И я не понимаю, откуда что взялось. До этого европейцы никогда не снимали подобные фильмы.
Сейчас Голливуд ориентирован на спецэффекты, а Европа – на живописную операторскую работу. Получается, что сейчас мы не делаем фильмы о реальной жизни, а только «фильмы о фильмах». В Голливуде это делается с помощью спецэффектов, в Европе – с помощью красивой операторской работы. Причины выявить трудно. Есть такие хорошие режиссёры, как Клин Иствуд, которые используют эти минималистические тренды, чтобы создать великолепный эффект. Возможно, мы имеем дело с циклической активностью, это своеобразный маятник, который колеблется от романтизма к классицизму.
О ТОМ, ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ СЕБЯ ИСЧЕРПАЛ
Сейчас мы находимся в таком антиэмоциональном стилевом экстриме. Это объясняет циклические процессы. Около пятидесяти лет назад все виды искусств исчерпали свою форму. Джексон Поллок покрасил холст в чёрный цвет, назвав это картиной. Джон Кейдж превратил музыку в шум. Авангардисты 60-х годов создавали непоследовательные, хаотические, коллажные реальности, разбивали форму и экспериментировали, складывая осколки по-новому. В романе периода постмодернизма подчёркивалось, насколько искусственным было искусство, все формы были истощены. Просто послушайте популярную европейскую музыку тех годов – это настоящее дерьмо! Там даже музыканты не участвуют в создании, это полностью компьютерная генерация музыки. Это самый ужасный звук в мире, который я когда-либо слышал! Сейчас уже нет авангарда, можно говорить о «ретрогарде». Кинематографисты возвращаются к антиструктурным находкам 50-летней давности, но то, что тогда было увлекательным, сейчас – тривиально.
Поэтому авторам нужно сейчас понять, как работать дальше. Рецепт простой – нужно перестать делать «фильмы о фильмах», начать делать из кино метафору жизни. Понять жизнь – это очень серьёзная работа. А в игрушки могут играть все. Понять человеческую природу и выразить её в прекрасной форме - это сложнейшая задача. То ли авторы не хотят такой серьёзной работы, то ли боятся её. Когда я читаю лекции, я говорю о сути комедии, о сути триллера и призываю к тому, чтобы они использовали форму для выражения содержания.
О КОНКУРСЕ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ РЕКЛАМНОГО РОЛИКА С БРЮСОМ УИЛЛИСОМ
Задание для сценаристов оказалось действительно сложным – представить звезду боевиков Брюса Уиллиса в рекламном ролике без взрывов и погонь практически невозможно, но авторы решили подойти к этому с юмором
Один из принципов, которые я преподаю, - творческое самоограничение. Идея проста: чем сложнее задача, тем больше творчества нужно проявить, чтобы решить её. Если задача проста, то получится банальность. А если сложна, то сценарист вынуждает себя подходить к ней творчески. Именно такие ограничения и создали авторы конкурса рекламного ролика: чтобы участвовал Брюс Уиллис, чтобы действие происходило в банке и там не должно быть взрывов и спецэффектов.
Сценаристам пришлось очень сильно задуматься над этими ограничениями, но результаты оказались потрясающими! У авторов лучших работ оказалось прекрасное чувство юмора. Это было очень освежающе и необычно, потому что такие организации, как банки, очень серьёзно себя воспринимают. Такого рода проекты нам в США тоже очень нужны.