Сергея Леонидовича Гармаша уважают абсолютно все: и критики, и профессионалы, и зрители. Его новая роль в картине Олега Погодина «Дом», написанная специально под Гармаша, в очередной раз подтвердила устоявшийся знак качества. Актёр рассказал «Фильм Про» о своих впечатлениях от работы над лентой, а также о том, какое кино ему нравится.
Сергей Гармаш: «Эта картина могла быть и другой»
Денис Данилов
Насколько я знаю, у этого проекта, «Дом», достаточно долгая история. Сценарий был написан пять лет назад. На каком этапе Олег предложил вам поработать над картиной?
Сергей Гармаш
Я думаю, что прочитал сценарий года четыре назад. Сразу хочу сказать, что я благодарен Рубену Дишдишяну, который его мне дал прочитать, а также благодарен Олегу, который согласился и меня утвердил. Потом, прошло больше двух лет с тех пор, когда это запустилось. Так что да, это длинная история.… Прочитав, я её ждал очень сильно, честно говоря. Понимаете, вообще-то, за последние пять лет я мало помню сценариев - из тех, которые мне предлагали - настолько качественных. Тут уж, конечно, говорить трудно, но эта картина могла быть и другой (я не к тому, что я хотел бы чтобы она была другой): менялись люди в производстве, менялись бюджеты, переписывался сценарий, но главное в нём, конечно, осталось.
По сюжету герой Гармаша возвращается домой после долгого отсутствия
Денис Данилов
Я слышал, что первоначально он вообще был написан как трёхчасовое полотно, а ведь это не очень зрительский и прокатный формат…
Сергей Гармаш
Да, не зрительский и прокатный формат, но, как вам сказать… Так сейчас… Что бы сказать что-то умное, что-то такое очень серьёзное… Артисты ведь люди не очень умные в нашем бизнесе, им всегда кажется про любой вырезанный эпизод: «О, блин, вот это вот упустили!». Нет, я вам не скажу – если бы была, действительно, какая-то линия, какой-то кусок, который из этого сценария ушёл… Нет. Он так очень талантливо перемонтирован, сжат, но, в общем-то, история целиком осталась.
Денис Данилов
На самом деле, жалко, что его выпускают на таком небольшом количестве копий - сколько я смотрю кино, сложно вспомнить в отечественном кинематографе за последнее время истории с насколько выпуклыми и проработанными характерами – здесь же полно персонажей, и никто не потерян! Каждый живёт и в каждого абсолютно веришь…
Сергей Гармаш
Я считаю, это, в первую очередь, в традициях советского и русского кино. Одна из важнейших традиций, которая на сегодняшний день упущена, что любой из персонажей с совершенно короткой ролью здесь является реальным персонажем, который хоть на какое-то время привлечёт ваше внимание. А если ещё и заставит дёргаться в плюс или в минус – уже значит хорошо. Поэтому, в этом смысле только большое спасибо Олегу, как автору и режиссёру.
Денис Данилов
120 минут хронометража – это всё, что было отснято, или всё-таки снимался и другой финал, который был в первоначальном варианте?
Сергей Гармаш
Нет, вы знаете, таких отрезов сумасшедших нет. Дело в том, что вообще, изначально, финал был немного другой но, скажем так… Он смыслово и фактически был таким же, но конструкция его, вот этого вот дня рождения и совпадения с этим расстрелом – она была несколько другая. Она была более длинная, была связана с детьми немного. Я думаю, что совместно с продюсерами Олег это переконструировал достаточно нормально.
Отрывок из фильма «Дом»:
Денис Данилов
А как вы готовились к роли Шамана? Может быть, какие-нибудь фильмы специально смотрели?
Сергей Гармаш
Знаете, я всегда вожу на съёмки с собой плеер, который подключаю к телевизору в номере и смотрю кино. У меня есть кофр и туда я набрасываю какие-то картины. Но есть в нем несколько отделений, где лежат «Зеркало», «Калина красная», «Служили два товарища», «Подранки» и «Баллада о солдате», которые оттуда почти никогда не вынимаются. Всё просто – мне нужно посмотреть кино, которое я безумно люблю, которое в детстве заставляло меня плакать или смеяться. Это очень хорошая подготовка. Вы знаете, ничего плохого нет в том, чтобы смотреть Финчера перед тем, как снимать картину про маньяка. Это хорошо, да. Мы, вот тоже, знаете, во время длинных пауз, когда мы ждали солнце или переставляли свет, вспоминали какие-то вещи. Придумывая какую-то мизансцену тоже что-то вспоминали. Понимаете, когда тебе удаётся какая-то настоящая художественная цитата, то это же счастье, на самом деле! Я помню, мой учитель по кино, Вадим Абдрашитов рассказывал мне такую штуку - он помнил какую-то картину, то ли чешскую, то ли венгерскую, и там был эпизод: солдаты бегут на войне в наступление, и один из них видит зайца. И этот солдат моментально отвлекается от атаки и начинает стрелять в зайца, который бежит по полю. Впоследствии, Абдрашитов в «Плюмбуме» придумывает эпизод во время погони, когда один из ребят отвлекается на футбольный мяч, даёт пас и продолжает бежать. Вот это - высокохудожественная цитата. Я, конечно, не хочу сказать, что мы что-то подобное придумали, но когда какие-то такие вещи происходят - это здорово! (смеётся)
Сергей Гармаш и Владимир Епифанцев в «Доме»
Денис Данилов
Такой ещё вопрос, относительно того, что произошло с вашим персонажем. Вот вы, Сергей Гармаш, сами как считаете - воздаяние за поступки, оно всегда приходит?
Сергей Гармаш
Вы задаёте вопрос, на который сами знаете ответ, или предполагаете, что я идиот, который ничего в жизни не читал (улыбается). Понятно, что это и не аксиома, скажем так, а истина, прописанная в книгах великих. Я не очень чувствую вопроса, потому что вы задали вопрос, на который знаете ответ.
Денис Данилов
В «Доме» чувствуется, насколько слаженно вы работали с режиссёром, все частички собраны, сошлись друг с другом. Думали ли вы с Олегом о том, что будете делать дальше? Какой-нибудь ещё совместный проект?
Сергей Гармаш
Когда мы работаем в связке, когда мы рады друг другу, я даже не говорю, что у нас что-то получается, просто, когда этот процесс становится частью твоей жизни, а не зарабатыванием денег, то мы всегда об этом думаем, даём друг другу обещания, что мы что-то сделаем вместе. Другое дело, что жизнь не всегда позволяет это сделать, но на самом деле, конечно! И это бывает не только с Олегом, а всегда, вот, в таких ситуациях.
Денис Данилов
Я просто думал, может быть вы подошли в перерыве между дублями, достали из-за пазухи сценарий и сказали: «Олег, вот, давно хотел...»...
Сергей Гармаш
Погодин - это не тот человек, которому нужно доставать из-за пазухи сценарий. Он очень много написал - огромное количество фильмов снято по его сценариям, больше даже, чем он сам снял. Поэтому ему этого предложения сценария не нужно. Он хорошо пишет, и я уверен, что ещё что-нибудь напишет. Хотя на эту тему мы много говорили, и если случится так в жизни, что получится что-то сделать, то я с удовольствием пойду работать с ним. Я всегда говорю: бывает картина, от которой остаются деньги, бывает - остаётся название города, бывает - остаётся какая-то байка со съёмок, а бывает - просто становится частью твоей жизни. Я не говорю «биографии» - частью твоей жизни, независимо от результата. Таких, к сожалению, очень немного, но эта - будет частью жизни.