Троя
Troy
2004
/ Драма, Исторический фильм, Мелодрама
/ США, Великобритания, Мальта
Начнём с самых ранних событий, известных человечеству. Можно сколько угодно спорить о том, сколько всего придумал Гомер и был ли он автором "Илиады", но Троя действительно существовала и была разрушена. И целый ряд лиц, упомянутых Гомером, тоже жили, любили и сражались. Так что с этого фильма вполне можно начать наш мини-курс, тем более что олимпийская тема из него практически исключена.
Ещё одна важная работа Спилберга - рассказ о геноциде евреев во время Третьего рейха. Но Спилберг не был бы великим сказочником и мечтателем, если бы просто передал ужасы Холокоста. Это история об Оскаре Шиндлере, которого много лет спустя признают "праведником мира" за то, что он во время войны спас многих евреев от смерти, рискуя так, что это сложно себе вообразить.
В отношении исхода евреев из Египта всё несколько сложнее. Ясно, что они там жили, а некоторые живут и сегодня, причём как тогда, так и сейчас отношение к ним у местных жителей было неоднозначным. Считается, что Моисей водил евреев сорок лет по Синайской пустыне, хотя пустыня не очень большая и не очень понятно, как можно было там блуждать так долго. Впрочем, фильм "Исход" говорит не о скитаниях, а о том, что им предшествовало, раскрывая обстоятельства жизни Моисея (неканонические) и причины его решения возглавить еврейскую диаспору.
А это уже рассказ о человеке, который вдохновлялся сюжетами Гомера и сам превратился в персонажа гомеровского масштаба. Только это уже личность вполне реальная, да и трагический поход в Индию царя, решившего покорить весь мир, - факт куда более близкий к нам, чем война из-за жены Менелая. Оливер Стоун, который сам воевал в джунглях Вьетнама, добился того, чтобы на экране битва со слонами выглядела очень близкой, почти современной к нам. И такой же пугающей.
Грандиозный проект Кёрка Дугласа по сценарию Далтона Трамбо, опального голливудского сценариста. Имя Стэнли Кубрика в титрах означает лишь то, что он был нанятым работником на большом блокбастере. Это всё же фильм Дугласа - о борьбе за свободу против всего человечества, если потребуется, о принципах, о настоящих мужчинах, которые будут сопротивляться каждый раз, когда кто-то попытается сделать их рабами.
Боевик Ридли Скотта, сделанный между мифологическими "Гладиатором" и "Робином Гудом", тоже вряд ли может претендовать на полную историческую достоверность. Но так уж получилось, что историй про крестоносцев в мировом кино мало и выбирать не из чего: в тот период Западная цивилизация показала себя в настолько ужасном свете, что, видимо, предпочитает об этом лишний раз не вспоминать. А Ридли Скотт "вспомнил", и Орландо "Леголас" Блум из эльфа превратился в средневекового рыцаря.
Мэлу Гибсону ещё проще: западную цивилизацию он и вообще никогда особенно не жаловал. Поэтому для него гуманистическая история о том, как одна кровожадная цивилизация, майя, агонизирует перед приходом ещё более кровожадной в лице конкистадоров, вполне логична. Гибсон не случайно снял весь фильм на языке майя, чтобы погрузить зрителя в далёкое прошлое и ужаснуться ему. Так его метафора гораздо нагляднее и страшнее.
После Карла Теодора Дрейера и его монументального фильма о Жанне д'Арк браться за этот сюжет рисковали редко. К счастью, Люк Бессон - человек не робкого десятка, который решил в лице символа освободительной борьбы Франции пропеть гимн красоте своей жены Миллы Йовович, пригласив её на главную роль. Успех у фильма был скромный, а Йовович гораздо лучше далась роль истребительницы зомби в "Обители зла", но как повод вспомнить историю Франции этот фильм - в самый раз.
Раз уж вспоминать французскую историю, то неизбежно выйдешь на точку её острейшего пересечения с нашей. Интересно, как этот конфликт увидели англичане - они очень любят Толстого, внимательно его читают, но воспринимают всё равно со стороны. Поэтому их "Война и мир" - это не поэтическое полотно Сергея Бондарчука, а многое нам вообще кажется диким. Но когда присматриваешься, нельзя не восхититься тем, как бережно и вдумчиво они читали главный русский роман.
У Сергея Бондарчука тоже была возможность в полной мере оценить, насколько по-разному понимают Толстого в России и на Западе. "Ватерлоо" - сложнейший, масштабный совместный проект, который, впрочем, развивался по нашим правилам и снимался, в основном, на Украине с массовкой из 15 тысяч советских солдат. Сегодня такое трудно себе представить, да и тогда тоже было нетипичным.
Елизавета
Elizabeth
1998
/ Биографический фильм, Драма, Исторический фильм
/ США, Великобритания
Но почему бы не вспомнить и английскую историю? Бенефис Кейт Бланшетт в роли королевы Елизаветы - одно из величайших высказываний на тему британских правителей в кино. Такого портрета нам очень не хватало: без Елизаветы многое не только в Туманном Альбионе, но и во всём мире было бы совсем иным.
Царь
2009
/ Драма, Исторический фильм
/ Россия
Равно как и без царя Иоанна Васильевича, которого мы помним как Ивана Грозного. Он стал царём всего на несколько лет раньше Елизаветы, и его действия как государственного правителя и как человека тоже остались в истории как непопулярные и неоднозначные. Фильм как раз больше посвящён человеку, чем военачальнику, покорившему три главные татарские крепости, завоевателю, покорившему Сибирь, или неудачливому политику, ввязавшемуся в Ливонскую войну и обескровившему Россию.
Гражданская война в США - повод для создания очень хорошего кино, не случайно первый великий американский фильм, "Рождение нации", был тоже о ней. Но самым известным и любимым среди этого множества картин был и остаётся шедевр Дэвида Селзника "Унесённые ветром". Как и у Гриффита, действие подано с точки зрения южан, может быть, потому, что им на этой войне досталось особенно сильно. И потому, что они в итоге проиграли, а гуманистическая традиция призывает всегда сочувствовать потерпевшим поражение.
Стивен Спилберг снял много исторических фильмов, но раз уж мы заговорили о гражданской войне в США, отметим его картину "Линкольн" - о президенте, который смог закончить войну и отменить, пусть и только на бумаге, рабство в южных штатах. Меньше всего это житие, скорее, объяснение того, что если цель выше почти любых средств, то не следует бояться испачкать руки. Линкольн здесь - хитрый интриган и демагог, но внутри него зреют великие замыслы, ради которых можно и рискнуть.
Или вот эта картина, уже об эпохе "холодной войны", когда поимка советского разведчика превратилась в важный международный прецедент. Спилберг выбрал эту тему, чтобы высказаться и о современности, где и американское, и многие другие сообщества разрывают противоречия, охватила нетерпимость. Спилберг провозглашает важнейший для него принцип: быть американцем - это не родиться в США и не получить гражданство. Это следовать ряду записанных в Конституции принципов, среди которых право любого человека на справедливость по отношению к себе. А если шире, то быть человеком - это выше национальных интересов и государственных тайн, убеждён Спилберг.
И ещё раз о Спилберге. Конечно, для большинства зрителей самым важным в этой картине была реконструкция кровавой высадки союзных войск в Нормандии, но для Спилберга это было ещё одним поводом поговорить о ценности человеческой жизни. На уровне слезы ребёнка Достоевского, то есть, по самому высокому счёту. А подспудно Спилберг даёт понять, что только с признанием человеческой жизни высшей ценностью можно вообще выигрывать такие войны.
Среди множества фильмов о войне во Вьетнаме вспомним этот - пусть даже и самая знаменитая сцена, где пленных американцев заставляют играть в "русскую рулетку", полностью выдумана. Но это одна из первых картин, которая настолько ярко передала ужас этой войны, её бесчеловечность, и этой картиной впоследствии вдохновлялись многие другие крупные авторы.
И - "Титаник". Всё-таки крушение этого корабля - одно из знаковых событий в культуре ХХ века, первое крушение вавилонской башни за прошлое столетие, грозное напоминание человеку о его скромных возможностях, что бы он там о себе ни думал. В центре сюжета, конечно, мелодраматическая история любви, но фильм не случайно начинается с подводного путешествия к обломкам корабля. Так мы каждый раз пытаемся разгадать секреты прошлых эпох по крупицам, которые нам достались. И мы всегда неправы, всегда загадки остаются недоразгаданными. Значит, есть простор для фантазии, в том числе кинематографической.