Дэвид Боуи, который упал на Землю
К портрету звезды
Великий музыкант, один из самых влиятельных в ХХ веке (и один из самых разнообразных), Дэвид Боуи попробовал себя во многих видах искусства и везде добился успеха. Мы скажем всего несколько слов о том, каков след Боуи в кино. Потому что для подробного рассказа понадобилась бы не одна сотня страниц.
Дэвид Боуи, который упал на Землю
© Дэвид Боуи в фильме «Лабиринт»
Трейлер фильма «Ты и я»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Боуи с самого начала карьеры мыслил аудиовизуальными образами, как и кинематографисты. Можно даже сказать, что себя он воспринимал отчасти как персонажа фильма или сериала, причём персонажи эти могли меняться на свои полные противоположности. В любом случае, когда Боуи в начале 70-х придумал себе сценический образ инопланетянина-андрогина Зигги Стардаста, он немедленно решил, что действие образа должно распространяться и через кино. Поэтому Боуи пригласил лучшего автора фильмов о рок-музыкантах в истории – Д.А.Пеннебейкера, который с радостью откликнулся на предложение молодой звезды и создал документальный блокбастер Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. Этот рокьюментари стал одним из самых известных в карьере самого Пеннебейкера и обязательным для просмотра у всех поклонников Боуи, которых за последние полвека меньше не становится.
Пеннебейкер в фильме Ziggy Stardust and the Spiders from Mars запечатлел нанесение грима молодому рок-идолу Дэвиду Боуи. В образ инопланетянина-андрогина это вписывалось плохо
Но Дэвид Боуи быстро понял, что попал в ловушку, которую расставил себе сам. На сцене он мог быть Зигги Стардастом, а беспощадная камера талантливого режиссёра снимала с него маску, и в кадре перед зрителем появлялся Дэвид Роберт Джонс, который взял себе псевдоним Боуи, а потом ещё и придумал себе целую галерею дополнительных образов. От такой камеры не спрячешься, она демифологизирует, разоблачает, добирается до самого дна, а этого Боуи хотел меньше всего. Личность от маски он всегда отделял жёстко. Может быть, поэтому Боуи с тех пор так и не позволил никому снять фильм о себе со своим участием.
Вместо этого он стал охотно откликаться на предложения сыграть в игровом кино. При этом сценические образы он оставил сцене, а в кадре предпочитал быть не Худым белым бароном (другой его популярный образ), а Дэвидом Боуи, который притворяется, что играет кого-то, оставаясь при этом узнаваемым Дэвидом Боуи. Не перевоплощение, а маска, которая ничего не скрывает, хотя добавляет загадочности и без того загадочному рок-музыканту. Естественное продолжение песен и лирики Боуи.
Первым таким фильмом стал «Человек, который упал на Землю», экранизация популярного романа Уолтера Тевиса, главный герой которого вполне соответствовал тогдашней эстетике творчества Боуи. Это инопланетянин, который всё сильнее развращается землянами по мере знакомства с ними и утрачивает космическую невинность. Потом Боуи был вампиром в фильме «Голод», американским военнопленным в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!», сказочным злодеем в «Лабиринте», причём для последнего Боуи создал саундтрек сразу с несколькими хитами, и, конечно, барменом Монти в комедии «История с ограблением». Пожалуй, эта роль привлекла Боуи тем, что в большей части сцен он носит ослепительно блестящую рубаху.
Трейлер фильма «Голод»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Потом Боуи, видимо, стало неинтересно быть просто Боуи, играющем практически себя же, и он стал выбирать роли известных исторических личностей, на некоторых из которых он был похож менее всего, как, скажем, Понтий Пилат из фильма «Последнее искушение Христа». А вот в роли Энди Уорхола в картине «Баския» Боуи выглядит очень натурально, воспроизводя характерные жесты своего друга и кумира. Добавим сюда роль Николя Теслы в «Престиже» у Нолана. Приплюсуем многочисленные маленькие роли у режиссёров уровня Дэвида Линча и Бена Стиллера.
Все эти фильмы автоматически становились культовыми благодаря, в том числе, участию Боуи, который был и талисманом, и главной звездой, даже если появлялся в кадре на пару минут. Но это далеко не всё. Добавим сюда видеоклипы Боуи, многие из которых можно отнести к короткометражному кино или видеоарту. И, конечно, легендарные сцены, которые сопровождает в кино музыка Дэвида Боуи. Вспомним, как бежит, держась за больной живот и разрываясь от бушующих внутри страстей, юноша в «Дурной крови» под Modern Love – эта сцена блестяще процитирована в «Милой Фрэнсис», где героиня Греты Гервиг мчится по улице под ту же музыку, но уже не слева направо, как Дени Лаван, а справа налево. Или как вдруг знакомые аккорды “Heroes” прорываются под фейерверк мелодий «Мулен Руж». Как под песню Young Americans идёт по экрану слайд-шоу в финале «Догвилля». Наконец, не забудем фильм «Бархатная золотая жила», который весь навеян биографией Дэвида Боуи в 70-е годы.
Трейлер фильма «Бархатная золотая жила»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Дэвид Боуи продолжит жить в кино, в этом нет никакого сомнения. Его поздние композиции, включая артовые разработки последнего альбома Blackstar, слишком сложны для популярного кинематографа, но его классические композиции ложатся на видеоряд как нельзя лучше, украшая лучшие произведения больших киномастеров. Мы их ещё не раз услышим в кинозалах. Потому что настоящее искусство – не умирает.