ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

«Апокалипсис сегодня», «Чужой», «Сталкер» и другие хиты 1979 года

Фильм Про. Хрестоматия. Без этих шедевров история кино была бы другой

11 мая 1979 года умер Джон Уэйн, и стало понятно, что в американском кино теперь точно началась другая эпоха. Словно подтверждая это, вышли сразу несколько картин одна мрачнее другой: «Жестяной барабан», «Калигула», «Безумный Макс» - даже главный зрительский хит и обладатель 5 «Оскаров» «Крамер против Крамера» - картина не слишком весёлая. Добавим сюда меланхоличный «Манхэттен». Напротив, в СССР наблюдается бум жизнерадостного зрительского кино, хотя главные шедевры всё же среди исключений из этого направления. О важнейших фильмах 1979 года – в нашей постоянной рубрике.

«Апокалипсис сегодня», «Чужой», «Сталкер» и другие хиты 1979 года

Апокалипсис сегодня


На заре своей карьеры роман «Сердце тьмы» хотел экранизировать Орсон Уэллс. Сделать это ему не удалось, но когда Френсис Форд Коппола решил ставить картину по этому роману, он предложил Уэллсу сыграть Курца. Уэллс отказался. Тогда эту роль сыграл Марлон Брандо, и она стала одной из величайших в его карьере. Незаконченный фильм Коппола показал в Канне – и впервые в истории «сырая» версия картины получила «Золотую пальмовую ветвь». Не только потому, что она была сверхактуальным антивоенным высказыванием. Просто никто прежде не добивался от роуд-муви превращения в такое жуткое, иррациональное и экзистенциальное путешествие вглубь тёмной стороны человеческой личности. Это сошествие в свой внутренний ад, выхода из которого быть уже не может.

Трейлер фильма «Апокалипсис сегодня»

Your browser doesnt support HTML5 video.


Чужой


Ридли Скотт доказал нечто очень важное. Во-первых, фильм об инопланетянах не обязан быть комедией или фантастическим боевиком. Но он вполне может претендовать и на большее, чем звание фильма ужасов. «Чужой» - это триллер с огромным бюджетом и невероятным зрительским потенциалом. Акула здесь главный хищник или монстр с другого конца Вселенной, не так важно. Всё самое главное находится внутри человека, что метафорически отображается в сюжете: чужие откладывают яйца внутрь людей, которые вынашивают монстра, а после его рождения становятся не нужны. Страх того, что творится в нас и ведёт к нашей гибели, выражен в «Чужих» ярко и точно, так что и следующие поколения зрителей будут смотреть эту картину и ужасаться.

Трейлер фильма «Чужой»

Your browser doesnt support HTML5 video.


Сталкер


1979 год в СССР был годом зрительских хитов: «Экипаж», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Осенний марафон», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Тот самый Мюнхгаузен» - это далеко не все картины, которые не только стали событиями в своё время, но и считаются классикой кино для всех. «Сталкер» тоже кино для всех, не так много людей, которые хотя бы не слышали об этом фильме. Но это – кино совсем другого масштаба, и после него Тарковскому, конечно, было совсем невозможно оставаться в Советском Союзе. Описывать этот фильм здесь в двух строках было бы делом неблагодарным, но о фильме и так уже сказано и написано достаточно много. Очевидно, что 1979 год запомнится именно «Сталкером».

Фрагмент фильма «Сталкер»

Your browser doesnt support HTML5 video.


Сказка сказок


Если «Сталкер» большинство критиков признают главным фильмом 1979 года, то анимационный фильм «Сказка сказок» не раз провозглашали вообще лучшим в истории этого вида кинематографа. Неспециалистам трудно объяснить, в чём техническое и художественное совершенство фильма, но в том и гениальность Юрия Норштейна, что каждое сердце в мире, взрослое и детское, интеллигентское и пролетарское, отзывается на тихие, интимные образы норштейновской поэтики. Это загадочный, волшебный сон, где волчок пугается фар проезжающей машины, а мужчины исчезают с танцплощадки, оставляя женщин в одиночестве. Всё как в жизни, но одухотворённое простейшей и прекраснейшей колыбельной, которую только можно придумать.

Кадр из фильма «Сказка сказок»


Да здравствует Мексика!


При всём богатстве наследия Сергея Эйзенштейна, человека, который до сих пор учит весь мир тому, что такое кинематограф, снятых фильмов он оставил нам очень мало. Среди миллиона картин, которые ему не удалось реализовать, - незаконченный фильм о Мексике, который так и остался храниться ворохом плёнок в архивах. В 1979 году вышла картина «Да здравствует Мексика!», где ученик и помощник Эйзенштейна Григорий Александров попытался восстановить замысел учителя и показать публике всех стран, каким мог бы получиться задуманный в начале 30-х фильм. Версия Александрова не единственная, архивом потом пользовались другие режиссёры, вышло множество монтажных работ на материале Эйзенштейна, но «Да здравствует Мексика!» известна более других, пусть она и не самая талантливая. Всё равно в каждом использованном кадре Эйзенштейна – ещё крупица его гения. Цены этому нет и быть не может.

Апокалипсис сегодня, Чужой, Тот самый Мюнхгаузен (ТВ), Место встречи изменить нельзя (мини-сериал), Москва слезам не верит, Экипаж, Осенний марафон, Сказка сказок, Сталкер, Д`Артаньян и три мушкетёра, Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Ридли Скотт, Френсис Форд Коппола, Андрей Тарковский, Орсон Уэллс, Юрий Норштейн, Марлон Брандо, Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн
5686 просмотров
2 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры