В отечественный прокат вышел детективный триллер «Поля», где звезда «Аватара» Сэм Уортингтон в образе провинциального детектива расследует цепочку зверских убийств, произошедших где-то в Техасе. Картина участвовала в конкурсе фестиваля в Венеции, и ещё тогда привлекла к себе особое внимание, ведь за режиссёрским пультом стояла Эми Канен Манн, дочь знаменитого Майкла Манна. «Фильм Про» решил выяснить, передаётся ли ген гениальности по наследству и кто из отпрысков знаменитых режиссёров снискал расположение зрителей и критиков.
Дочь Майкла Манна сняла криминальный триллер
Эми Канен Манн и её отец режиссёр Майкл Манн
«Поля» - вторая лента в биографии Эми Канен. Первая - «Утро» была создана десять лет назад и удостоилась нескольких премий на региональных фестивалях. Возможность снять «Поля» выпала Эми благодаря отцу: Майкл Манн продюсировал этот проект и предложил его дочери после того, как от режиссуры отказался Дэнни Бойл (автор отнюдь не солнечной драмы «На игле» счёл материал чрезмерно мрачным), предложил режиссёрское кресло своей дочери. Девушка за шанс ухватилась без раздумий: для полной картины ей оказалось достаточно карты совершенных убийств и снимков погибших, взятых из полицейского дела:
В основу «Полей» легли реальные события, случившиеся в Техасе, неподалёку от шоссе I-45 - с 1983 по 1991 годы в тех местах было совершено несколько убийств, которые так и остались нераскрытыми. Из Венеции Эми Канен уехала ни с чем - главный приз достался «Фаусту» Александра Сокурова. Но, с другой стороны, сам факт участия в престижном фестивале – уже серьёзное признание.
Френсис Форд Коппола и его дочь София участвуют в съёмках рекламы Louis Vuitton
Если судить по наградам, то двумя главными вундеркиндами в мире кино могут считаться София Коппола и Джейсон Райтман. Первая принадлежит знаменитому актёрско-режиссёрскому клану, патриарх которого - Фрэнсис Форд Коппола, собственно, отец Софии, потряс мировой кинематограф «Крёстным отцом» и «Апокалипсисом сегодня». С подачи отца София пришла в кино в качестве актрисы, но после жёсткой опалы американских критиков за игру в «Крёстном отце III», девушка всерьёз задумалась о режиссуре. Первый же режиссёрский опыт - картина «Девственницы-самоубийцы» заслужила похвалы у её вчерашних хулителей, а следующий фильм - драма «Трудности перевода» принесла Софии Копполе «Оскар» за «Лучший сценарий» и номинации в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». В прошлом году София Коппола отпраздновала триумф на Венецианском кинофестивале, где возглавлявший жюри Квентин Тарантино присудил ей «Золотого льва» за драму «Где-то».
Помимо Фрэнсиса Форда и Софии в клане Коппола ещё три режиссёра: родной брат Софии Роман Коппола и два двоюродных брата – Кристофер Коппола и Николас Кейдж. Последний поставил в 2002 году криминальную драму «Сонни».
Джейсон Райтман, явно, превзошёл собственного отца, Айвана Райтмана, которого знают и любят за «Близнецов» с Арнольдом Шварценеггером и за две серии «Охотников за привидениями», а свою единственную номинацию на «Оскар» он получил в 2010 году, продюсируя ленту своего сына «Мне бы в небо», которая, кстати, взяла «Золотой глобус» в категории «Лучший сценарий». В отличие от отца, тяготеющего к необременительным комедиям, Джейсон Райтман предпочитает материал посерьёзнее. Имя ему сделала дебютная сатирическая лента «Здесь курят» о лоббисте, сражающемся со сторонниками отказа от курения. Критики не скупились на дифирамбы, градус которых только повысился после выхода «Джуно» – второй ленты Райтмана, рассказывающей о 16-летней девушке, залетевшей от инфантильного бойфренда. Малобюджетная лента, стоимость которой едва превысила $7,5 млн., заработала в мировом прокате почти четверть миллиарда долларов. Она же принесла «Оскар» бывшей стриптизерше Диабло Коуди, написавшей сценарий фильма, а журнал Time обвинил картину в гламуризации беременности подростков.
Впрочем, Коппола и Райтман – скорее, исключения из общего правила. В большинстве своём, дети режиссёров в той или иной степени идут протоптанными их родителями дорожками.
Ридли Скотт и его дочь Джордан
Дженнифер Линч, дочь создателя «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, своей первой же работой «Елена в ящике» исследовала извращённую одержимость мужчины по отношению к женщине. Причём, жертву его недосягаемой любви сыграла прошедшая тридцать серий «Твин Пикса» Шерилин Фенн. А едва её экстравагантный отец-режиссёр ударился в видеоарт и сочинение музыки, Дженнифер отправилась в Болливуд, где экранизировала местную легенду о Женщине-змее с местной суперзвездой Малликой Шерават в главной роли. Ещё один пример: дочь Ридли Скотта, Джордан Скотт, свой дебютный фильм «Трещины» посвятила драме, разыгравшейся в стенах женского интерната. Тема самоидентификации, затронутая ею в картине, перекликается с феминистским триллером её отца «Тельма и Луиза».
В отличие от Дарио Ардженто, прославившегося жестокими джалло (итальянским детективным поджанром), его дочь Азия предпочитает снимать драмы.
Подобные случаи встречаются и у нас: Алексей Герман-мл. пошёл стопами отца и выбрал интеллектуальное кино – первая же лента, «Последний поезд», удостоилась спецприза Венецианского кинофестиваля, а три года назад тот же смотр наградил Германа-младшего «Серебряным львом» за режиссуру «Бумажного солдата». Ленты Алексея, пускай, и не имеют на родине широкого проката, но всегда оказываются резонансными. Да и появляются на экранах гораздо чаще работ Германа-старшего (над «Историей Арканарской резни» тот трудится с 1999 года).
Федор Бондарчук на съёмках "Сталинграда"
Фёдор Бондарчук срежиссировал «9 роту», которую во многих рецензиях сравнивали с «Войной и миром» Сергея Бондарчука, а затем смонтировал и доснял отцовский «Тихий Дон» - фильм, за который вдова режиссёра более десяти лет вела судебную тяжбу с банком-кредитором (он удерживал рабочие материалы из-за банкротства финансировавшей проект итальянской студии «Чинечита»).
Но говорить о Фёдоре Бондарчуке, как о подражателе, всё-таки неверно – после «9 роты» он экранизировал роман братьев Стругацких «Обитаемый остров» (фантастики такого масштаба в стране не снималось с советских времён), а в настоящий момент занят «Сталинградом» – трёхмерной военной драмой, премьера которой ожидается в 2013 году. И снимать войну так, как это делает Бондарчук, в России не удаётся пока никому.
Практика показывает, что картины детей талантливых постановщиков обязательно находят своего зрителя. Но далеко не каждому удается уйти от сравнения со своим родителем и получить право считаться самодостаточным автором. Насчёт автора «Полей» Эми Канен Манн критики не спешат выводы делать, хотя попадание в конкурс Венецианского кинофестиваля говорит о многом. Давайте, подождём и мы – кто знает, может, следующей осенью в Венеции зажжётся еще одно яркое имя со знакомой всему миру фамилией.