Смех и горечь «Двух дней»
Дуня Смирнова сняла комедию без хэппи-энда
В начале осени российских зрителей ждёт премьера новой ленты весьма неординарного современного режиссёра Дуни Смирновой. Лирическая комедия «Два дня» поведает зрителям об извечном притяжении противоположностей и удивит неожиданным перевоплощением брутального Фёдора Бондарчука. Изящная история любви, исполненная тонкой иронии и лёгких полунамёков на классические литературные сюжеты, уже успела покорить аудиторию крупнейших российских кинофестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу».
Смех и горечь «Двух дней»
Вместе с Дуней над сценарием фильма, обильно сдобренным иронией на грани сарказма, работала Анна Пармас («На крючке!»). Изначально он предназначался совсем для другого режиссёра, но он отказался. И Смирнова приняла решение снимать комедию самостоятельно. Если бы этого не случилось, кто знает, получилась бы лента такой же пугающе реалистичной и в то же время по-настоящему смешной, какой её увидели на российских кинофестивалях «Кинотавр», «ММКФ» и «Окно в Европу».
По сценариям Дуни Смирновой были сняты такие известные ленты, как «Прогулка» Алексея Учителя и «Глянец» Андрея Кончаловского.
Дуня Смирнова и Ксения Раппопорт на съёмках картины «Два дня»
В центре сюжета картины - судьбоносная встреча московского чиновника Петра Дроздова (Фёдор Бондарчук) и сотрудницы провинциального литературного музея Марии (Ксения Раппопорт).
Дроздов приезжает в усадьбу русского классика Щегловитова с плохими новостями: на её месте будет построена губернаторская резиденция. Он даже не подозревает, что за два дня пребывания в исторических местах его жизнь кардинально поменяется.
По признанию Смирновой, образы главных героев создавались именно для Бондарчука и Раппопорт и являются собирательными. Дроздов объединяет в себе черты представителей власти и большого бизнеса, а Мария олицетворяет современную судьбу интеллигенции в образе просвещённой, но вечно страдающей, одинокой, вечной «тургеневской девушки».
В фильме есть и прямые цитаты прототипов Дроздова. К примеру, его монолог о русской литературе принадлежит вполне конкретному человеку. Для Фёдора Бондарчука эта роль стала экспериментальной, ведь ему ещё не доводилось работать над романтическими образами. Перед ним стояла непростая задача - продемонстрировать то, что в реальной жизни случается крайне редко, внутреннее перерождение высокопоставленного чиновника, влюблённого в провинциальную идеалистку.
Дебютной актёрской работой Фёдора Бондарчука стала роль царевича Фёдора в фильме его отца Сергея Бондарчука «Борис Годунов» (1986).
Надо сказать, что Бондарчук добился необходимого эффекта. Вероятно, в смелого и совестливого чиновника поверят даже многие из зрительской аудитории, особенно женской. Но одно бесспорно: в его грубость и беспринципность, показанные в первой половине фильма, не поверить просто невозможно. Недаром Дуня Смирнова высоко оценивает актёрский талант Бондарчука и убеждена в том, что кинолента «Два дня» станет важнейшей вехой на его творческом пути. Она отмечает:
Кадр из фильма «Два дня»
Пожалуй, одно из главных достоинств картины - это естественность всего происходящего в ней. Ситуации, в которые попадают персонажи, так близки к реальной жизни. Режиссёр искусно вплетает в них иронию над картонным чиновничьим миром и горькое сожаление о варварском отношении к российским культурным ценностям и унизительном положении её хранителей.
Музейный мир изображен в ленте без лишней патетики, с большой любовью и душевной теплотой. У Дуни Смирновой к нему особое, трепетное отношение. Оно ярко проявляется в той искренности чувств и устремлённости к справедливости, которыми режиссёр наделяет Марию. Эту роль утончённая Ксения Раппопорт могла бы играть одним только взглядом - настолько он пронзительный.
В конце 2009 года актрисе театра и кино Ксении Раппопорт было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».
Смирнова отличается особенно тонким чутьём на места съёмок. Свою предыдущую картину «Отцы и дети» она снимала в усадьбе Тургенева Спасское-Лутовиново, после чего решила, что для работы над комедией «Два дня» нет лучше места, чем музей-заповедник Абрамцево, излюбленная усадьба известных писателей XIX века. Благодаря умело подобранным пейзажам лирическая лента приобрела неповторимое очарование истинно русской душевности.
Для режиссёра «Двух дней» было чрезвычайно важно соблюсти некий баланс: закончить ленту в оптимистичном стиле, согласно жанру, и в то же время сделать так, чтобы финал понравился ей самой, был честным и логичным. Поэтому не стоит покидать кинотеатр сразу после появления на экране титров. Творческая группа фильма уверяет, что как раз в этот момент звучат самые важные слова.