Кому вручить «Пальму» первенства?
Прогнозы победителей Каннского кинофестиваля
Жюри Нанни Моретти сегодня вечером огласит список тех, кто уедет с Каннского кинофестиваля не с пустыми руками. Несмотря на то, что слишком часто завсегдатаи Канн оставались с носом в попытках предсказать обладателя «Золотой пальмовой ветви», самой престижной кинонаграды в мире, каждый год всё равно критики азартно составляют свои прогнозы и рейтинги. Итак, кому прочат призы на юбилейном 65-м фестивале?
Кому вручить «Пальму» первенства?
Жан-Луи Трентиньян уже много лет отказывался играть в кино, предпочитая работу в театре. Михаэль Ханеке смог убедить его сняться в фильме «Любовь». Жалеть Трентиньяну не о чем: этой работой актёр может гордиться, даже если больше ни разу не покажется на киноэкране
Всеобщим фаворитом критики к данному моменту является фильм «Любовь» Михаэля Ханеке. Действительно, фильм кажется сделанным почти идеально. Серьёзная тема: любовь состарившихся интеллигентов, из которых жена превратится в беспомощное существо, а муж от этой картины тронется рассудком. Меткий кастинг: выбраны актёры, которые полвека назад сыграли в главных фильмах о любви в молодости, а теперь должны разыграть то же самое в старости.
Блестящая актёрская игра, потому что Жану-Луи Трентиньяну и Эманюэль Рива удалось сыграть живых людей в очень сложной транформации. Прекрасная режиссура, в которой уживаются натуралистичные сцены в документальном стиле и прекрасные метафоры, замаскированные под сновидения и попытки поймать залетевшего в квартиру голубя. Наконец, сильнейший эмоциональный эффект, которого трудно ожидать от фильма, где два старых человека в течение всего фильма практически не покидают пределы своей квартиры.
Ханеке может помешать то, что ему совсем недавно уже вручали «Золотую ветвь» за «Белую ленту», а также то, что ощущение «идеального фильма» часто вредит этому же фильму в глазах профессиональных зрителей. Но против приза за режиссуру и за лучшую мужскую роль никто не стал бы возражать.
Не успевший выйти из образа своего героя Дени Лаван протягивает руки к очередной жертве
Остальные фильмы в рейтингах критиков связаны больше с субъективными причинами, второго лидера нет. Впрочем, традиционный рейтинг журнала Screen, который собирает мнения ряда международных критиков, ставит в один ряд с «Любовью» фильм «За холмами» Мунджиу. Но двухсполовинойчасовая история о том, как послушницу пытается забрать из общины ревнующая её к вере подруга, несмотря на талантливость исполнения, нравится далеко не всем.
Своеобразное отношение к Holy Motors Леоса Каракса. Этот хулиганский и, как и все караксовские работы, жутко талантливый фильм вызывает у одних раздражение, у других – бешеный восторг. Скорее всего, такой фильм не может получить «Золотую ветвь» у жюри этого года, но какой-нибудь специальный приз вполне может заслужить. То же самое с другим весёлым фильмом, «Королевством полной луны» Андерсона, который кому-то кажется милой безделицей, а кто-то отдаёт ему свой голос.
В отличие от Андерсона, Каракс может ещё десять лет ничего не снимать, и новая возможность наградить его представится не скоро, так что нужно пользоваться случаем, как это делают в случае с Теренсом Маликом.
Сергей Лозница без грусти смотрит в пустой конференц-зал: он как будто знает, что получит приз ФИПРЕССИ, означающий признание самыми придирчивыми зрителями в мире. Рядом с режиссёром - актёр Владимир Свирский. Он сыграл крестьянина Сущеню, который не способен на зло
Далее приблизительно на одном уровне всеобщих симпатий идут «Ржавчина и кость» Одиара, «Ограбление казино» и «Охота» Винтерберга. Потом – все остальные. Работы классиков Рене, Лоуча и Киаростами большинству не нравятся, а последнего за фильм «Как влюблённый» некоторые мои коллеги публично упрекают в маразме. Лидером по количеству отрицательных оценок сегодня называют Ульриха Зайдля, чья работа «Рай: Любовь» многих оттолкнула натурализмом. Фильм Сергея Лозницы «В тумане» получила высокую оценку в опросе Screen, а теперь ещё и почётнейший приз ФИПРЕССИ, при этом пресс-конференцию режиссёра пресса проигнорировала. Правда, то же было в Венеции с Сокуровым, который в итоге получил главный приз. Время покажет, тем более, что призы ФИПРЕССИ и основного жюри редко совпадают.
В ближайшие часы мы узнаем победителей, но об одном нам уже известно. Таисия Игуменцева, участвовавшая в программе молодых режиссёров Cinefondation со своей дипломной работой «Дорога на», получила главный приз и 15 тысяч призовых евро. Во главе жюри Cinefondation в этом году был, между прочим, Жан-Пьер Дарденн. Так что, Россия уже победила в Каннах.