Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Режиссёр должен быть всегда на ногах»: опыт Кена Лоуча

«Если вы сядете – вы ничего не создадите», – уверен дважды побеждавший в Каннах классик

Мастер социального кино также рассказал, как нашёл историю для своего последнего фильма и при помощи каких хитростей добился максимального эмоционального эффекта.

«Режиссёр должен быть всегда на ногах»: опыт Кена Лоуча

«Режиссёр должен быть всегда на ногах»: опыт Кена Лоуча

© StudiocanalUK: Кен Лоуч на съёмках фильма «Старый дуб»

Кен Лоуч – один из старейших режиссёров, по-прежнему остающихся в строю. В недавнем интервью IndieWire обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» (за фильмы «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блейк») поделился мнением, как следует вести себя на съёмочной площадке.

Кен Лоуч
режиссёр
Я не из тех, кто руководит из-за монитора. Вы на ногах по 12 часов в день. Вы должны знать всех членов команды, знать их имена. Вы должны оставаться на связи со всеми, должны держать всех в тонусе. И вы должны сделать фильм: правильный объектив, правильный звук, все довольны работой. Найдите правильный ритм для людей перед камерой – чтобы они знали, что делают, и чтобы это не было банально, не переборщило. Все должны быть как чайники на плите – постепенно закипать и доходить наконец до кипения.
Поддерживать такой уровень эмоциональной энергии требует усилий. Вам придётся какое-то время побегать, потому что именно вы должны генерировать эту энергию. А если вы сядете – вы ничего не создадите.
Правда, контекст этого высказывания – не особо оптимистичный. Говоря, что руководство съёмками требует серьёзных физических затрат, 87-летний мастер вместе с тем признаёт, что «Старый дуб», участвовавший в прошлом году в конкурсе Каннского кинофестиваля, вполне может оказаться его последним фильмом. «Было бы неплохо послушать сверчков и не чувствовать себя при этом виноватым», – не без лирической нотки размышляет он о возможности наконец-то выйти на давно заслуженную пенсию. Напомним, что свой первый фильм Кен Лоуч снял в 1967-м, а до этого несколько лет проработал на телевидении.

Трейлер фильма «Старый дуб»:
В том же интервью классик социального кино рассказывает, как его постоянный сценарист Пол Лаверти (они вместе сотрудничают уже без малого тридцать лет) предложил ему историю о группе сирийских беженцев, пытавшихся найти приют в обнищавшей деревне на северо-востоке Англии. В былые времена этот район процветал благодаря угольным шахтам, судостроению и сталелитейной промышленности. Однако постепенно все важнейшие предприятия были закрыты – а взамен жители этих мест так ничего и не получили. С уходом заработков отмерла и вся инфраструктура: «Школы и церкви закрылись, общественная деятельность прекратилась. Людей просто бросили». Но кого же обвинить во всём этом, в ком найти «козлов отпущения»?.. Конечно, в иммигрантах – так удобряется почва для бытового расизма. Поэтому когда в деревню, где «дома стоят вдвое дешевле плохой подержанной машины», приходят бегущие от войны чужаки, местные настроены к ним весьма враждебно.

Вот как, по словам Лоуча, сформулировал главную идею фильма «Старый дуб» сценарист: «Тут есть история, которая выявляет тех, кто говорит: “Мы должны их радушно принять”, и тех, кто возражает: “У нас у самих ничего нет, так почему же мы должны делиться с ними тем немногим, что имеем?”».

«Работа режиссёра – воплотить это в жизнь, – говорит Лоуч, – сделать историю реальной и найти правильных людей, за которых будут переживать зрители. Они должны выглядеть так, будто действительно встроены в это сообщество, и вы сможете разглядеть это в порах их кожи».

Кен Лоуч на съёмках фильма «Старый дуб» © StudiocanalUK

Режиссёр вспоминает, как обратился к участникам массовой финальной сцены: «Фильм держится на правде того, что вы делаете. Будьте верны моменту, и вы не сможете сделать ничего плохого». Для того чтобы придать эпизоду максимальную достоверность, Лоуч решил, что его следует снимать в последний день съемок и никто не должен знать:
а) какой именно будет развязка («Это должно было стать шоком, который принесёт эмоциональную энергию»),
б) кого именно снимает камера в тот или иной момент («Мы снимали это как документальный фильм»).

В результате, как отмечает автор интервью Энн Томпсон, непростую сцену наполняют неподдельные эмоции.
Пол Лаверти, Кен Лоуч

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100