Один из самых амбициозных, дорогостоящих и скандально известных блокбастеров раннего кино, для которого только-только открылись возможности звука. Фильм Говарда Хьюза, будущей легенды и мультимиллионера, мог бы так и остаться лишь в памяти историков Голливуда, если бы о нём не напомнил Мартин Скорсезе. В его «Авиаторе» отведено большое место производству этого грандиозного манифеста о Первой мировой войне. В своё время «Ангелы ада» стали настоящей сенсацией на фоне павильонных баталий фильмов-конкурентов. Хьюз поднял планку технического качества чрезвычайно высоко. Из этой картины вырос не только «Дюнкерк», но и, пожалуй, вся традиция западного военного кино.
7.3
В своём рассказе о Первой мировой Стивен Спилберг пренебрёг популярной в то время ультрареалистичностью в духе знаменитой сцены высадки в Нормандии из «Спасти рядового Райана». Его фильм, созданный по бестселлеру Майкла Морпурго, где повествование ведётся от лица самого коня, выглядит лиричной и поучительной повестью для всей семьи. Антивоенный пафос этой картины принёс ему шесть номинаций на «Оскар». А зрителю был преподнесён важный урок: в годы военных лишений даже конь может возвыситься над людскими страстями, чтобы попытаться научить своих хозяев истинному человеческому благородству.
6.2
В Первую мировую в эскадрилью «Лафайет» входили иностранные лётчики-добровольцы, чьи страны не участвовали в войне с Германией. В этом классическом, несколько старомодном блокбастере 2006 года снялся Джеймс Франко. Он здесь – главный герой, двигатель сюжета, в своём роде хулиган и аутсайдер. И если не принимать во внимание немного скучноватое и, по сегодняшним меркам, монотонное повествование, а сосредоточиться на красочных воздушных боях, то можно получить от этой картины несравненное удовольствие. Настоящая мужская дружба, искренняя любовь и потрясающие съёмки битв в воздухе, которые не часто встретишь на большом экране.
В это трудно поверить, но этот незабываемый поставленный Дэвидом Лином фильм, обладатель семи «Оскаров», тоже о Первой мировой войне. Точнее о её легенде - Томасе Эдварде Лоуренсе. Он поступил в британскую армию в 1914 году, а все его подвиги – часть большой кампании Антанты на Ближнем Востоке. Другое дело, что с окончанием войны его деятельность не завершилась, приобретя больше политический, чем военный окрас.
Классика военного кино, один из первых звуковых фильмов о войне, получивший два самых главных «Оскара» – в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Даже сегодня он выглядит вполне современно, словно бы с момента его создания не прошёл почти век. Посыл ремарковского романа сохранён: вот они, мальчишки, которых прямо со школьной скамьи бросили под град вражеского огня, чтобы они умирали там неизвестно за что. Им сказали, что это и значит быть мужчиной. В нацистской Германии пропаганда твердила, что Голливуд показал немцев трусами, но весь остальной мир понимал, что их здесь показали – людьми. Это дорогого стоит.
6.5
Удивительный чёрно-белый эксперимент ученика мастерской Сокурова - молодого режиссёра Александра Золотухина. Новаторство кроется в монтаже, который соединяет сцены воздушных бомбёжек и газовых атак (этим особенно была страшна Первая мировая) с кадрами репетиций симфонического оркестра. Не случайно, в этом году его отметили главной премией российской кинокритики «Белый слон». В поле зрения камеры - юноша, совсем ещё мальчик, ослепший в бою и теперь направленный работать на фронт слухачём, предупреждать о вражеских налётах. Живое, как бы документальное изображение словно дышит кинематографической правдой, задействует все пять чувств и даёт полный эффект присутствия на той страшной войне начала XX века.
Одно из самых глубоких и мудрых произведений, созданных французским кинематографом о Первой мировой. Жан Ренуар бесстрашно создавал эту картину во времена, когда никто не хотел ссориться с гитлеровской Германией и поддерживать подобный проект. В условиях нехватки средств и политической конъюнктуры родился рассказ о противостоянии гуманной идеи бесчеловечной системе. Незабываемая роль Жана Габена и феерическое появление на экране голливудского изгоя, гениального актёра и режиссёра Эриха фон Штрогейма, в очередной раз продемонстрировавшего бескомпромиссный уровень игры.
Ранний Кубрик – лучше многих поздних режиссёров. В «Тропах славы» он показал, как наигранный героизм за чужой счёт на войне оборачивается смертями ни в чём не повинных солдат. Суперзвезда тех времён Кирк Дуглас (отец Майкла Дугласа) блистательно воплотил образ человека в форме, который пытается побороть систему изнутри и предотвратить казнь троих солдат, якобы обвинённых в трусости. Сегодня этот «неудобный» фильм считается мировой классикой, но когда он вышел, его ждал холодный приём.
«Золотой лев» Венецианского МКФ, одна из лучших итальянских картин о войне. Режиссёр Марио Моничелли (под чутким руководством знаменитого продюсера Дино Де Лаурентиса) не стал делать из Первой мировой военную драму. Вместо этого он снял комедию про двух неунывающих жуликов, которых, как и всех, затянуло в пучину войны, но они постарались не пасть духом. Получилось что-то вроде солдата Швейка на итальянский манер, а обаяние главных героев окончательно влюбило в эту картину зрителей, несмотря на то, что батальные сцены в ней далеки от идеала.
«Большой парад» навсегда вписал имя режиссёра Кинга Видора в галерею кинематографической славы. Самый кассовый блокбастер немого кино, его и сегодня часто показывают на специальных сеансах с живым музыкальным сопровождением. История о трёх солдатах из США, отправившихся на европейскую войну, подана как современная «Одиссея». В фильме даже есть открытая цитата из Гомера по-гречески (такая вот «пасхалка» от Видора). Через пять лет эта картина будет отмечать столетний юбилей.