Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

10 книг, которые должен прочитать каждый начинающий сценарист

Начинающих авторов часто преследует соблазн взять рассказать случай из жизни, сюжет сна или самую дерзкую фантазию. Но чтобы написать качественный сценарий, потребуется нечто большее, чем жизненный опыт и вдохновение. Например, понимание механизмов драматургии, знание архетипов и этапов пути героя. Как прокачать свой уровень сторителлинга с нуля? Какими советами нарратологов пользуются в Голливуде до сих пор? И как писать продающие сценарии? Сделали подборку литературы для новичков и опытных сценаристов: от «Морфологии волшебной сказки» до советов Стивена Кинга.

10 книг, которые должен прочитать каждый начинающий сценарист

10 книг, которые должен прочитать каждый начинающий сценарист

© Кадр из фильма «Иррациональный человек»

«Морфология волшебной сказки», Владимир Пропп

Путь каждого уважающего себя сценариста начинается с этой книги, потому что именно Владимир Пропп сформулировал основы основ. На базе сказок и легенд ему удалось выделить 31 функцию и 8 действующих лиц, которые составляют любой нарратив. И действительно, почти все сказки устроены одинаково: герой сталкивается с неприятным событием или «недостачей», отправляется за тридевять земель, встречается с «помощниками» и «вредителями» (Баба-яга, Кощей) и получает «награду» — Царевну. Сценарист может использовать схему Проппа как конструктор и быть уверенным, что сценарий нигде не проседает.

«Тысячеликий герой», Джозеф Кэмпбелл

Вторая по важности теоретическая работа, которая помогает сформировать представление об основах драматургии. Джозеф Кэмпбелл в своем труде исследует мифы народов мира и приходит к выводу, что все истории построены на мотиве путешествия. Каждый эпический герой слышит «призыв», отправляется в чуждые ему земли, проходит там испытание и возвращается с наградой в обычный мир. Кэмпбелл опирался на архаическое представление человечества о взаимосвязи жизни, смерти и перерождения, а также на работы психоаналитиков Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, Эрика Эриксона. Теорию мономифа по достоинству оценил и использовал при создании «Звездных войн» Джордж Лукас.

«Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер

Источником вдохновения для этой книги стал как раз «Тысячеликий герой». Однако голливудского продюсера Кристофера Воглера происхождение мифа интересовало меньше, поэтому он переработал труд Кэмпбелла в практическую инструкцию к применению. Отталкиваясь от идеи путешествия героя и классической драматической структуры, он сделал трафарет для идеального сюжета и представил его в виде круга. Иллюстрация показывает, сколько хронометража может занимать экспозиция и приключения за порогом обыденного мира, где сделать точку наибольшего напряжения и когда зритель будет ждать хэппи-энда. Таким образом Воглер популяризировал теорию мономифа, сделал ее сбалансированной и применимой к решению индустриальных задач.

Уильям Индик. «Психология для сценаристов»

Кроме понимания механизмов работы нарратива, сценаристу пригодится умение «закручивать» сюжет так, чтобы зрителю было интересно. Создать сложный и убедительный конфликт поможет знание психологии. Профессор Уильям Индик в своей книге объединил теории психоанализа и развития личности с популярными сюжетными коллизиями: любовь, смерть, страх, месть. Руководство учит прописывать характеры, скрытую мотивацию, комплексы и желания персонажей. В результате такой кропотливой работы зритель сможет поверить в историю, отождествить себя с героями и прочувствовать терапевтическую силу искусства.

«Киносценарий: Основы написания», Сид Филд

Для продвинутых писателей, готовых запустить свои идеи в реализацию рекомендуем учебник от преподавателя и члена Ассоциации американских сценаристов Сида Филда. Книга считается «библией» сценарного мастерства, потому что знакомит не только с принципами сторителлинга, но и с маркетинговой стороной кинопроизводства. Каждый новый шаг сопровождается упражнением, которое помогает усвоить материал. Можно сказать, что такой гайд станет полноценной заменой сценарных курсов.





«История на миллион долларов» Роберт Макки

Сценарист должен уметь не только придумывать, но и продавать свои истории. Как создать рабочий сценарий, который заинтересует продюсеров, — рассказывает в своей книге Роберт Макки. Преподаватель по сценарному мастерству во всех подробностях описывает, как элементы повествования реализуются в рамках жанров и взаимодействуют между собой. При этом автор призывает отказаться от следования сухой структуре и использовать принципы сторителлинга для того, чтобы их умело нарушать.




«Кино между адом и раем», Александр Митта

Свой подход к скринрайтингу предлагает современный отечественный мастер Александр Митта. Его учебник с запоминающимся названием «Кино между адом и раем» настоящий гид по драматургии: от Эйзенштейна и Шекспира до Феллини и Куросавы. Автор простым и увлекательным языком препарирует устройство фильма, раскрывает секретные механизмы, благодаря которым кинематографисты незаметно влияют на зрителей. Книга учит не столько писать сценарии, сколько правильно смотреть кино.




«Драматургия фильма», Леонид Нехорошев

Если вы хотели попасть во ВГИК, но что-то не срослось, эта книга для вас. Киноредактор и профессор Леонид Нехорошев собрал учебник на основе своего лекционного курса. Здесь автор копает глубже, разделяет конфликт глобального противоречия и конкретный конфликт, а также предлагает взглянуть на драматургию в действии. То есть дает возможность увидеть взаимосвязь между сценарием, изображением и звуком на экране. Отдельное внимание Нехорошев уделяет проблеме жанров, экранизаций и восприятия конечного произведения зрителем.




«Книга вопросов. Как написать сценарий мультфильма», Михаил Сафронов

С игровым кино все понятно, но как быть с анимацией? В рамках анимационного произведения автор может создавать целые вселенные, ограничиваясь лишь своей фантазией. Михаил Сафронов доказывает, что даже у полной свободы есть правила. «Книга вопросов» посвящена разбору драматургических схем и типажей героев, а также проблеме создания визуальных образов. Автор закрывает все возможные пробелы, которые могут возникнуть у начинающего сценариста: от поиска вдохновения до подготовки заявки на фильм.



«Как писать книги — мемуары о ремесле», Стивен Кинг

Литературные произведения Стивена Кинга отличаются наличием постоянного саспенса. Умение держать зрителя в напряжении пригодится и сценаристу. По Кингу история должна цеплять с первых страниц, конфликт должен быть обозначен сразу. Так зритель гарантированно захочет увидеть его развитие и развязку. Писатель также дает советы по созданию персонажей, диалогов и атмосферы. Такую книгу трудно назвать пособием для сценариста, скорее вдохновляющим чтивом, которое поможет погрузиться в себя и определить несколько личных тем или сюжетов.



Главная задача сценариста — научиться сочетать креатив и логику. Необходимо помнить, что все схемы являются лишь рекомендациями и редко ровно ложатся на замысел. Однако понимание теории дает возможность грамотно менять элементы местами, удивлять и экспериментировать, чтобы в итоге создать историю про героя, в котором зритель сможет увидеть себя.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100