Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Роман Дорофеев: «Не надо «автоматом» выпускать все фильмы Кена Лоуча»

Директор по кинопрокату компании «Русский репортаж» - о специфике проката фестивальных хитов в России

За последние десять лет у «Русского репортажа» более ста кинотеатральных релизов в России, и не меньше половины из них - фильмы-участники главных кинофестивалей мира. Хотя вопрос в том, сказалось ли это участие на кассовых сборах фильма. Об этом Сергей Сычёв поговорил с Романом Дорофеевым.

Роман Дорофеев: «Не надо «автоматом» выпускать все фильмы Кена Лоуча»

Роман Дорофеев: «Не надо «автоматом» выпускать все фильмы Кена Лоуча»

Сергей Сычёв
Как вы считаете, влияет ли на прокат в нашей стране участие фильма в конкурсах международных фестивалей класса «А»? И являются ли эти фестивали поставщиками фильмов для российского проката?
Роман Дорофеев
На этот вопрос нет прямого ответа. Например, в этом году в нашем пакете есть победитель Берлинского кинофестиваля, документальный фильм «Море в огне» Джанфранко Рози. В прокате у него были очень слабые результаты. В инернете зачем-то писали, будто фильм про эмигрантов, хотя это не так. Многие отечественные кинофестивали захотели его показать именно потому, что он победил в Берлине, и таким образом мы заработали – все фестивали выплачивают минимальную гарантию. Фильм Лава Диаса, который победил в этом году в Венеции, вообще никто в России не приобрёл, и я совсем не уверен, что зрители пошли бы его смотреть – это чёрно-белое филлипинское кино, которое идёт около 4 часов! Но вот для фестивального проката он мог бы подойти. Вообще, подобное кино нужно показывать именно так, я в этом убеждён. Причём раньше дистрибьюторы часто давали фильмы фестивалям бесплатно, чтобы обеспечить им дополнительный пиар до проката, но теперь стало понятно, что это не работает. Я даже думаю, что аналогичное кино надо показывать подобным образом. В этом году на «Кинотавре» во время круглого стола, посвященного прокату авторского кино, я подробно высказался. А вот другой прецедент. Как раз во время той дискуссии у нас выходила шведская картина «Вторая жизнь Уве», которая не участвовала практически ни в одном фестивале. И никто не понимал, зачем мы выпускаем этот фильм, он же никому не нужен, имена неизвестные, ничего неизвестно. Даже у меня возникло небольшое сомнение, может быть, не стоит? Тем более что скандинавское кино далеко не всегда пользуется спросом. И «Уве» в результате собрал почти 3 млн рублей. Этот фильм пропагандирует европейские ценности. Но всё это, кажется, далеко от российской аудитории. Но мы работали в партнерстве с издательством, и одноимённая книга вышла даже немного раньше фильма, что, я считаю, очень ему помогло. Не могу сказать, что она стала бестселлером, но сам факт важен. К тому же, мы показали его на фестивале шведского кино. Ну, и, конечно, самый главный фактор – фильм добротно сделан, за него не стыдно. Откровенное, чистое, доброе кино. В Швеции он занимает первое место по сборам, выдвинут на «Оскар» - как «Море в огне» от Италии. И до сих пор фильм работает в нашем прокате, он стал чемпионом по сборам у нашей компании в этом году.

Трейлер фильма «Вторая жизнь Уве»

Сергей Сычёв
Возвращаясь к Джанфранко Рози - мне непонятна даже сама идея купить такой фильм для проката. Мне кажется, что это не просто риск, но совершенно обречённая затея. С чем было связано ваше решение?
Роман Дорофеев
Мне тоже так казалось, когда в Берлине награждали полудокументальную итальянскую картину «Цезарь должен умереть» и его купила компания «Другое кино». Я думал: «Боже, зачем они покупают этот фильм?» В прокате он ничего не собрал, но я следил за этим проектом – редкий фестиваль не взял эту картину в свою программу. Я думаю, что это удобный способ проката, на нём можно строить бизнес-модель. Кстати, для фильмов без фестивального прошлого, такая модель уже не сработает. А если в нём нет ни известных актёров, ни именитого режиссёра, то риск еще больше, чем с фильмом «Море в огне». Можно без конца рассказывать отборщикам фестивалей, какой это хороший фильм, никто не захочет его брать, потому что у них есть свой бюджет, в который нужно уложиться, и им нужно чем-то завлечь зрителей на выбранные фильмы. А это либо звёзды, либо фестивальные призы.

Трейлер фильма «Море в огне»

Сергей Сычёв
Рекламные затраты на продвижение артхаусного кино ограничиваются тем, чтобы сделать трейлер и напечатать постеры? Или что-то еще?
Роман Дорофеев
Сейчас этого уже мало, хотя когда-то это работало. Сейчас это обязательный минимум. Если говорить о нашей компании, мы делаем акцент всегда на кинорынке и платном продвижении в соцсетях. Это не очень дорого, да и без этого сейчас невозможно. Хорошо, если посольства будут с нами в партнёрстве и будут «лайкать» и «репостить» наши объявления, так информация разойдётся шире. Иногда мы предлагаем каким-то интернет-изданиям сделать премьеру дублированного трейлера нашего фильма. Какие-то релизы, например, «Секреты секса и любви» очень удобны для кросс-промо, потому что есть много изданий, которым эти тема интересна. А что касается рекламных бюджетов, то большую поддержку оказывают фонды по зарубежному кино. Допустим German Films просто выделяют деньги на рекламу своих фильмов, и я не могу вспомнить ни одного немецкого фильма, который мы прокатывали без их поддержки. Думаю, мы вообще бы отказались от проката немецкого кино, если бы ни они, потому что у нас в стране этот кинематограф не очень популярен.

Трейлер фильма «Секреты секса и любви»

Сергей Сычёв
А в какой мере они готовы поддерживать?
Роман Дорофеев
Это зависит от фильма.

Сергей Сычёв
Это тысячи или десятки тысяч долларов?
Роман Дорофеев
Тысячи. Кстати, Юнифранс и Евримаж тоже осуществляют поддержку, но они больше ориентированы на широкий прокат, поэтому часто отказывают, если масштаб выпуска фильма их не устраивает.
Сергей Сычёв
А у посольств есть какие-то бюджеты под это?
Роман Дорофеев
Только информационная поддержка.

Директор по кинопрокату компании «Русский репортаж» Роман Дорофеев


Сергей Сычёв
А тот массив текстов, которые создают критики на международных фестивалях, как-то реально влияет на прокат?
Роман Дорофеев
Не поворачивается у меня язык сказать, что совсем нет, потому что, конечно, это важно. Но в любом случае, я думаю, большинство журналистов, которые приезжают на крупные фестивали, сосредотачиваются на красных дорожках и приездах звёзд, а так же внеконкурсных фильмах кассовых режиссёров уровня Спилберга. А сколько критиков пишет о конкурсных фильмах, тем более, развёрнуто? Конечно, любая статья расширяет аудиторию, но опять же, не каждый критик будет стараться эти статьи выпустить под прокат. Вот идёт Каннский фестиваль, они пишут про Каннский фестиваль, и там упоминают эти фильмы. Но у нас «холд-бэк» с США, и мы выпускаем этот фильм не в мае или июне после Каннского фестиваля, а в феврале 17 года, как у нас получилось с картиной «Тони Эрдманн»: в Балтии она уже вышла, хотя и без особого успеха, а нам до февраля нельзя. Фильм выдвинут от Германии на «Оскар» и у него очень большие шансы попасть в шорт-лист. Это не так плохо, «Оскар» - это как Каннский фестиваль, про него напишут все, так что если фильм попадёт в девятку или пятёрку, публикаций будет очень много, фильм в любом случае будет на слуху.

Трейлер фильма «Тони Эрдманн»

Сергей Сычёв
Кинокомпания Сэма Клебанова «Кино без границ» была интересна тем, что в течение многих лет вела политику формирования брендов для российской аудитории среди артхаусного кино. Они превратили в бренд Такеши Китано, и за счет этого привозили все его фильмы подряд. На ваш взгляд, сегодня такое вообще возможно и нужно ли?

Роман Дорофеев
Мы все в какой-то степени выросли на фильмах компании «Кино без границ», и многому у неё научились. Недавно Сэм Клебанов вспоминал, что до прихода «цифры» каждый фильм выходил на нескольких копиях, и за ними стояла очередь. Конечно, в таких условиях, кинотеатр, получивший копию, отстоявший очередь, будет с картиной работать. Сегодняшние мультиплексы завалены рекламой мегакорпораций, и им не интересно заниматься артхаусным кино. Если фильм покажет плохие результаты в первый уикенд, они снимут его с проката и поставят другой. Поэтому я всё-таки склоняюсь к точечному прокату. Не надо «автоматом» выпускать на большом экране все фильмы Кена Лоуча, потому что есть провалившийся у нас фильм «В поисках Эрика» и очень успешный - «Доля ангелов».

Сергей Сычёв
То есть пока у них в Голливуде умирает система звезд, у нас умирает система проката авторского кино как бренда. Выходят уже новый Альмодовар, Кустурица, Ксавье Долан, и возникает вопрос - а нужны ли они кому-то? Те же самые Дарденны? Линклейтер? Просто за счет своей фамилии?
Роман Дорофеев
Ну, названые фамилии привлекут внимание в любом случае.

Сергей Сычёв
Но тем не менее «Отрочество» Линклейтера, которое так резонансно прозвучало в Берлине, вообще никто не купил для российского проката.
Роман Дорофеев
Может быть, это была ошибка, сегодня сложно сказать.

Трейлер фильма «Отрочество»

Сергей Сычёв
Кстати, о Кене Лоуче. Сильно вырастает цена на фильм после победы в фестивале?
Роман Дорофеев
И да, и нет, все зависит от фильма. Например, «Я, Дэниел Блэйк» дистрибьютор и до начала Канн предлагал за небольшие деньги, всё равно, желающих не было, и после награждения цена не очень изменилась.

Сергей Сычёв
А есть такие бренды в современном авторском кино, которые прямо в любом случае сработают?
Роман Дорофеев
Ну, фон Триер, конечно. Но всё большее значение приобретает каст фильма. Если в арт-фильме сыграли Роберт Паттинсон или Дэниэл Рэдклифф, то у него очень хорошие шансы стать прокатным хитом, даже если он собой ничего не представляет – без этих звёзд на него даже никто бы не обратил внимания.

Сергей Сычёв
Значит, логично переключаться с программ европейских фестивалей на «Сандэнс», где голливудские звезды как раз часто играют?
Роман Дорофеев
Нет, потому что важна палитра ограниченного проката, нельзя переключиться только на Америку. Иначе интерес публики начнёт падать, она быстро устанет. Наша политика – выпускать один фильм в месяц. Больше - уже редкость, потому что тогда наши релизы начинают конкурировать друг с другом. В неделю в РФ выходит 15 фильмов, это очень много.

Трейлер фильма «Корпорация «Святые моторы». Сборы в России - 3 млн рублей

Сергей Сычёв
Ещё один момент. Все критики постоянно пишут про условных завсегдатаев фестивалей типа Цзя Чжанкэ или Педру Кошты, при этом их фильмы не выходят в российский прокат. Значит, вся эта читающая аудитория не ходит в кино?
Роман Дорофеев
Эта аудитория пойдёт на Московский кинофестиваль или другие фестивали и посмотрит их на одном сеансе. Никто ведь не знает ни актёров из этих фильмов, ни произведений, по которым они сняты. И это не популярные территории. С другой стороны, в России проводится 4 фестиваля итальянского кино в год. Ни одна кинематография не заслуживает такого количества фестивалей. Причём фильмы из Италии крайне низкого уровня - и с фестивальной точки зрения, и с художественной. Критики про них не пишут. Есть какие-то достижения, но их можно по пальцам пересчитать. Но я не видел даже полупустого зала на этих фестивалях. Значит, для людей это какой-то бренд, который характеризуют, видимо, море, солнце, определённый тип героев. И не пожилые люди ходят, всё больше молодёжь. Видимо, есть какая-то часть аудитории, которую никто не замечал и не понимал, а часть оказалась существенной. Даже появилась компания, которая специализируется на прокате исключительно итальянского кино. Пожелаем им успеха и посмотрим, что у них получится.
Корпорация «Святые моторы», Отрочество, Море в огне, Вторая жизнь Уве
Дэниэл Рэдклифф, Педру Кошта, Роберт Паттинсон, Цзя Чжанкэ, Педро Альмодовар, Эмир Кустурица, Жан-Пьер Дарденн, Джанфранко Рози, Ричард Линклейтер, Ксавье Долан

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100