Кстати, Охохов стал Сааховым не с проста: в те же годы председателем Совмина Кабардино-Балкарской АССР служил Асланби Ахохов, так что фамилию потребовали в срочном порядке заменить.
Сценарий переделывался неоднократно как редколлегией и цензорами, так и самими сценаристами, ведь некоторые актёры (среди которых, между прочим, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Владимир Этуш) сочли свои образы слишком нелепыми, а сценарий – натянутым.
Владимир Этуш вспоминал:
Главной проблемой во время подбора актёров стала роль Нины – на неё никак не получалось найти подходящую исполнительницу. Было сделано более полутысячи фотопроб, причём с самыми настоящими «звёздами» того времени, например, Марианной Вертинской и Ларисой Голубкиной.
Фотопробы к фильму
В Наталье Варлей Гайдая привлекла её юношеская непосредственность и невероятное обаяние. На момент съёмок 19-летняя актриса имела за плечами лишь один небольшой опыт работы в кино. У неё не было и театрального образования – Варлей работала эквилибристкой в цирке на Цветном бульваре.
Сама актриса рассказала в одном из интервью:
Однако озвучить свою героиню у Варлей не получилось, так что Нина говорит голосом Надежды Румянцевой. Песню про медведей же исполняет Аида Ведищева.
Наталья Варлей в перерывах между съемками на Чёрном море
Предполагалось, что Наталья Варлей будет сниматься в трюках без дублёра, ведь у цирковой артистки была великолепная физическая подготовка. В основном, так оно и вышло: например, девушка исполнила сложнейший и невероятный вираж на тросе. А вот когда ей пришлось прыгать в воду со скалы, Гайдай решил пригласить дублёршу. Наняли девушку, которая назвалась мастером спорта по плаванию – но в воде она начала тонуть. Оказалось, что про спорт она придумала, а плавать вовсе не умела, но очень уж хотелось сняться в кино.
Троица «Трус, Балбес и Бывалый» родилась в короткометражке Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». В итоге комичный ансамбль настолько полюбился зрителям, что режиссёр собрал его ещё трижды – в фильмах «Самогонщики», «Операция «Ы»» и «Кавказская пленница». Также Никулин, Вицин и Моргунов сыграли свои культовые роли в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу».
Анимированная вступительная сцена фильма «Кавказская пленница» была отснята такая: к забору подходит Бывалый и рисует мелом на нём букву «Х», затем появляется Трус и приписывает букву «У». Их видит милиционер, однако возникает Балбес быстро дописывает: «… дожественный фильм». Эту сцену придумали Гайдай и Никулин, но советская цензура её не пропустила.
А к концу съёмок между режиссёром и Моргуновым случился конфликт, так что в последних сценах вместо актёра со спины снят дублёр.
Кстати, песня «Если б я был султан» звучит в фильме не полностью. Расширенная версия была показана в 1966 году на «Голубом огоньке».
Натурные съёмки в основном проходили с 1 июня по 31 августа 1966 года в Крыму – в Алуште, а также в окрестностях сёл Лучистое и Куйбышево. На многих кадрах можно видеть горы Демерджи, Чатыр-Даг и Ай-Петри. Психбольницу снимали в Симферополе. Говорят, что в массовых сценах снялось около полутысячи местных жителей, правда, фамилий крымчан в титрах нет.
А вот сцена у горной реки снималась уже близ Сочи – на реке Мзымта.
Многие смешные моменты актёры создавали сами. Дело в том, что Гайдай установил – каждый, кто придумает какую-нибудь шутку или трюк, который войдёт в фильм, получает по две бутылки шампанского. Говорят, что Никулин заработал целых 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин – одну. На самом деле актёр шампанское не любил и от выигрыша отказался, зато именно он стал «автором» культовой сцены троицы на дороге и сцены с раскачивающимся в пятой точке у Моргунова гигантским шприцем.
«Кавказская пленница», кстати, изначально не должна была выходить в прокат – чиновникам СССР не нравился сюжет, музыка, образы (а песню «Если б я был султан» и вовсе объявили аморальной). Но фильм очень понравился Брежневу – так и решилась его судьба.
Немецкая афиша фильма