Самобытная культура и уникальная природа, с которыми ассоциируется Якутия, обычно привлекают внимание документалистов из зарубежья и других регионов России: местный кинопром в основном снимает комедии и фильмы ужасов. Однако, масштабное полотно о Якутии ни свои, ни «заезжие» кинематографисты здесь ещё не снимали. Никита Михалков предлагает начать с жанра истерн. Сам ставить ленту не собирается:
Условно говоря, какая-то группа заблудившихся, бандиты или наоборот – люди, которые попадают туда в эти условия, должны выполнить задание, и тут они узнают эти обычаи, узнают, что можно, чего нельзя».
Анатолий Сергеев, режиссёр, продюсер:
Якутия – удивительная республика. Это удивительный котёл наций, культур. Поэтому почему бы и нет. Сразу приходит на ум фильм Акиры Курасавы «Семь самураев», в котором азиатские воины сражались за честь и славу.
Ни сценария, ни примерной сметы картина ещё не имеет, но известно, что большая часть средств будет выделена из бюджета республики. При этом снять ленту, опираясь преимущественно на свои кадры, не так-то просто. Якутская киноиндустрия хоть и переживает мощный подъём - в год выходит до 30 фильмов, но их качество не всегда на высоте. Никита Михалков предлагает снять кино в коллаборации.
Взять варяга, прислать туда и заплатить деньги, чтобы он снял кино – можно конечно. Но интересно, чтобы это там росло, а не просто «приехали, сняли и уехали». Всё равно это будет туристический взгляд. Здесь тоже очень важно, чтобы это делали своими силами, но, конечно, я готов помогать, собрать группу».
И тут нужно учесть ещё одну особенность – вкусы якутских и остальных российских зрителей заметно отличаются. У местной публики в почёте картины на якутском языке, учитывающие особенности менталитета и текущей ситуации в Республике, да чтобы свои звёзды снимались. Но такое кино за пределами Якутии не продашь.
Максим Захаров, продюсер:
Чтобы этим фильмом можно было разговаривать с аудиторией российской, делать для якутской аудитории - это глупо. А делать бренд «Сибирь» интересно. Истерн про Сибирь».
Никита Михалков, режиссёр:
Или это снимается для местного пользования и тогда это может быть только фольклор или из этого надо выходить на другой уровень. А выходить можно, если есть сценарий, в котором история не замыкается на истории народа, а выходит вширь. Думаю, что если взять за основу историю, которая могла бы быть в этих краях и её трансформировать с учётом интересов более широкого зрителя, это было бы хорошо».