Люсьена Овчинникова и Елена Проклова в фильме «Звонят, откройте дверь» (1965)
Если нужно идти к кому-то учиться, то Александр Наумович Митта – один из лучших вариантов. Этот режиссёр не принадлежит к тем художникам, которые нащупывают свой путь и идут всю жизнь по одной колее, наращивая творческие обороты. Митта готов каждый раз начинать всё заново, чтобы попробовать неожиданное и до поры — неблагодарное. Добившись успеха на популярных среди шестидесятников гуманистических фильмах о школе и даже удостоившись за это призов в Лондоне и Венеции, Митта снял вызывающе лирическую картину о Гражданской войне "Гори, гори, моя звезда". Советская цензура пропустила содержащийся в заглавии намек на Колчака.
Юрий Горобец, Александр Павлов и Георгий Жжёнов в фильме «Экипаж» (1979)
Митта принял участие в большом советско-японском проекте "Москва, любовь моя". Затем сделал резкий профессиональный рывок и создал первый советский фильм-катастрофу "Экипаж", который посмотрело более 70 миллионов зрителей. После него снял многозначительную притчу-антиутопию "Сказка странствий", где герой Андрея Миронова выступил против власти всесильного дракона. В девяностые годы Митта на время уходит из режиссуры игрового кино. Ясно, что новое время требует нового кинематографа, и нужно понять, как работать в этих условиях. Он едет в США, чтобы учиться зарубежному опыту преподавания и кинопроизводства:
Елена Панова, Ольга Будина и Рената Литвинова в сериале «Граница. Таёжный роман» (2000)
Потом Митта возвращается в Россию, где утверждает новую для нас идею: основные усилия кинематографистов должны переместиться на телевидение. Он снимает сериал «Граница. Таёжный роман», за который удостаивается премии "Ника" и Государственной премии Российской Федерации. Также он активно занимается документальным кино, но главные свои силы отдает преподаванию драматургии. Именно в неправильном воспитании кадров видит Митта основную проблему отечественного кино, и скоро его курс по сценарному мастерству становится одним из самых известных в стране.
Каждая лекция Александра Наумовича собирает аншлаг. На простых, иногда даже примитивных примерах Митта рассказывает, как нужно создавать фильмы, которые посмотрят миллионы. К восьмидесяти годам Митта вернулся и в большой кинематограф. Вот-вот должна выйти его новая картина «Шагал – Малевич», которая, как обычно, становится для Александра Наумовича ещё одним поводом для эксперимента:
Трудно предсказать, станет ли фильм о двух художниках Серебряного века таким же хитом, как "Экипаж", который до сих пор собирает большие рейтинги при показах на ТВ. Но восьмидесятилетнего Митту всегда гораздо больше волновало качество, а не встроенность его фильмов в кинематографическую моду.