Кинематограф Юрия Быкова едва возник, но уже обладает отличительными чертами, принёсшими режиссёру массу поклонников и массу противников. Нервные истории, в которых трудно понять, кто прав, ставят проблему совести человека предельно остро. Для этого нужно не так много. В «Жить» было всего два героя, в «Майоре» их чуть больше, но в центре происходящего - поведение человека в пограничной ситуации. Быков считает, что так называемый «простой человек», которого обижают сильные мира сего, может оказаться куда подлее и ниже, чем его обидчики. И что, напротив, самые отъявленные мерзавцы могут продемонстрировать высочайшую степень благородства - пожертвовать собой ради совершенно постороннего человека.
Проблематика и нерв простых притч Юрия Быкова принесли ему международную известность, а также приз за лучший фильм и лучшую режиссуру на последнем Шанхайском МКФ. Кроме того, они принесли ему огромное количество упрёков в манипуляции зрителем, отсутствии положительной нравственной идеи в его картинах, откровенном показе насилия на экране. Но защитники Быкова сходятся на том, что он создаёт гуманистический кинематограф в пору, когда это не слишком модно, и что в его фильмах показано смещение ценностей в современном мире, который скатывается к первобытным в своей жестокости отношениям между людьми.
Трейлер фильма «Майор»